Новые двигатели ОДК планируется изготавливать с применением аддитивных технологий

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) планирует применять аддитивные технологии (АТ) при производстве перспективных российских газотурбинных двигателей, которые будут сертифицированы в 2025 – 2030 годах.

В настоящее время холдинг проводит исследования по возможности использования аддитивных технологий в двигателестроении.

"Аддитивные технологии позволяют создавать высокоэффективную продукцию, – говорит заместитель генерального директора – генеральный конструктор АО "ОДК" Юрий Шмотин. – Стоимость изготовления серийных деталей с их применением может быть в два раза меньше, а время изготовления - в три раза быстрее, чем традиционным способом. Аддитивные технологии позволяют использовать принципиально новые методы проектирования, а, следовательно, в сложных механических системах, таких как газотурбинные двигатели, редукторы, вертолеты, применять меньшее количество деталей. Поэтому те новые газотурбинные двигатели, которые мы разрабатываем сегодня и планируем сертифицировать в 2025-2030 годах, безусловно, должны быть выполнены методом аддитивных технологий. Мы ожидаем, что детали, изготовленные методом АТ, будут составлять до 20% в массе двигателя. Это направление для ОДК актуальное, и оно поддерживается правительством РФ. Мы считаем, что здесь нам необходимо объединять усилия с другими российскими компаниями".

Ранее на базе рыбинского ПАО "НПО "Сатурн" (входит в ОДК) состоялось совещание по вопросу создания единого Центра аддитивных технологий (ЦАТ) Госкорпорации Ростех. Представители ряда ведущих холдингов и компаний российской авиационной отрасли поддержали идею совместного развития АТ, договорились о формате и принципах организации работы в данной сфере. В совещании под председательством Юрия Шмотина приняли участие представители руководства Госкорпорации Ростех, АО "ОДК", АО "Вертолеты России", АО "КРЭТ", ПАО "ОАК", Госкорпорации "Роскосмос", АО "Технодинамика", а также Российско-Сингапурского делового совета.

По словам директора АО "ОДК" по производству Валерия Теплова, в настоящее время уже рассматривается вопрос формирования рабочей группы для реализации проекта создания ЦАТ Ростеха.

"Мы уже подошли к вопросу создания рабочей группы, – отмечает Валерий Теплов. – Фактически это отправная точка, после которой начинаются реальные действия, то есть переход от обсуждения к выпуску распорядительных документов и далее – к реализации в "железе". Можно говорить о том, что дан старт работе по формированию Центра аддитивных технологий Госкорпорации Ростех".

Участникам совещания были продемонстрированы производственные и технические возможности ПАО "НПО "Сатурн" по развитию передовых, в том числе аддитивных, технологий – участок горячего изостатического прессования корпуса № 49, литейное производство цеха № 41, механообрабатывающее производство деталей цеха № 34, сборка двигателей SaM146 в цехе № 80 и созданный ранее не имеющий аналогов в России Центр аддитивных технологий. Делегации отметили высокие компетенции рыбинского предприятия ОДК в этой области.

В ЦАТ ПАО "НПО "Сатурн" представлены все перспективные и наиболее востребованные промышленностью направления АТ. Центр специализируется на изготовлении деталей, моделей и узлов газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения методами послойного синтеза. Здесь также представлены сопутствующие технологии: термообработка, лазерная сварка и перфорация, мощнейшая металлургическая лаборатория, компьютерная томография, электронная микроскопия, лаборатория бесконтактной оптической оцифровки и реверс инжиниринга. Ключевые научно-технические и технологические задачи, решаемые ЦАТ: повышение стабильности характеристик элементов ГТД; возможность получения конструкций с уникальной топологией; сокращение цикла и стоимости изготовления деталей ГТД; использование в конструкции материалов, формообразование которых традиционными технологиями либо невозможно, либо чрезвычайно затратно.

ПАО "НПО "Сатурн" разработана и апробирована технологическая цепочка изготовления деталей селективным сплавлением, начиная от разработки 3D модели, заканчивая функциональной деталью. Внедряются инновационные принципы проектирования с учетом новых технологических возможностей, включая интеллектуальную оптимизацию топологии деталей, обеспечивающую требуемую прочность с учетом направления воздействующих нагрузок и существенное снижение массы – так называемый бионический дизайн. Центр активно участвует в работах по получению отечественных металлопорошковых композиций – в первую очередь, проводимых ВИАМ. В 2015 – 2016 годах более 300 различных опытных деталей, изготовленных селективным сплавлением из кобальтового, титанового сплавов, нержавеющей стали, успешно прошли стендовые испытания в составе двигателей.

"Совершенствование любого производства невозможно без применения новых материалов, инновационных разработок и экономии ресурсов, – говорит генеральный директор ВИАМ, академик РАН Евгений Каблов. – Именно поэтому так важно сегодня использование передовых аддитивных технологий, которые позволяют создавать детали высокого качества с наименьшими затратами. Благодаря аддитивным технологиям можно решить основные задачи, стоящие перед современным двигателестроением".
Источник информации
Пресс-служба АО "Объединенная двигателестроительная корпорация"
Опубликовано 29.03.2017