Объединенная авиастроительная корпорация, Институт проблем химической физики РАН и Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова представили образцы беспилотных летательных аппаратов (БЛА), работающих на инновационных водородно-воздушных топливных элементах.
Летом этого года ученые Лаборатории ионики твердого тела Института проблем химической физики РАН в Подмосковье провели серию испытательных полетов БЛА, оснащенных энергоустановкой на водородно-воздушных топливных элементах. Полеты показали, что по ряду параметров отечественные топливные элементы уникальны или превосходят лучшие мировые образцы.
"Новые топливные элементы позволяют беспилотникам находиться в воздухе около сорока часов, они надежны и могут работать в суровых российских погодных условиях, а в ближайшем будущем будут пригодны для использования в условиях Крайнего Севера. Сфера применения водородных топливных элементов крайне широка – от энергетики до автомобилестроения. Но именно на беспилотниках наглядно удалось продемонстрировать практическую ценность разработок наших ученых", - отметил вице-президент РАН, директор Института проблем химической физики РАН академик Сергей Алдошин.
"Процесс создания бортовой энергетической установки для перспективных летательных аппаратов, в том числе маршевой силовой установки, на основе высокоэффективных нетрадиционных источников энергии требует решения сложнейших проблем: научных, конструкторских, технологических, материаловедческих и относящихся к компетенции многих ОКБ, отраслевых и академических институтов. Наш институт, как головной научный центр, отвечающий за высокий научно-технический уровень разработок маршевых и вспомогательных авиационных энергоустановок, вместе с коллегами-самолётчиками и учёными РАН продолжает поиск перспективных решений", - подчеркнул заместитель генерального директора - научный руководитель ЦИАМ Александр Ланшин.
Беспилотные летательные аппараты (БЛА или БПЛА) в большинстве своем пока летают либо на бензиновых двигателях, что предполагает шум, помехи, вибрацию, повышенную пожароопасность, либо на электродвигателях с питанием от аккумуляторных батарей. Они лишены недостатков ДВС, но имеют существенные объективные ограничения по времени полета из-за существенной массы и невысокой энергоемкости аккумуляторов. Водородно-воздушные топливные элементы, снабжающие электроэнергией двигатель летального аппарата, позволяют объединить достоинства обоих типов БЛА.
У водородно-воздушных топливных элементов есть несколько преимуществ. Высокий коэффициент полезного действия. Химическая энергия топлива непосредственно превращается в электроэнергию. Долговечность - средний срок службы топливного элемента достигает 5000 часов. Высокая экологичность и компактность. В воздух выделяется лишь водяной пар. Топливные элементы легче и имеют меньшие размеры, чем традиционные источники питания, производят меньше шума, меньше нагреваются, более эффективны с точки зрения топливной экономичности.
Большинство инноваций в отечественных самолетах будут связаны с созданием легких и мощных элементов питания нового поколения. Успешное использование элементов питания нового поколения позволит существенно увеличить ресурс маршевых двигателей и добиться экономии авиатоплива как при создании новых машин, так и при модернизации действующих гражданских лайнеров, а также облегчить вес самолета и увеличить безопасность и удобство полетов, - отметил директор Научно-технического центра ОАК Владимир Каргопольцев.
Проект выполняется в тесной кооперации РАН с научными и производственными организациями - Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, ООО "АФМ-Серверс", ЗАО "Аэрокон", ЗАО "НЕЛК", Объединенной авиастроительной корпорацией. Налажен полупромышленный выпуск образцов топливных элементов, полученные технологии планируется использовать при строительстве новых отечественных самолетов.
Летом этого года ученые Лаборатории ионики твердого тела Института проблем химической физики РАН в Подмосковье провели серию испытательных полетов БЛА, оснащенных энергоустановкой на водородно-воздушных топливных элементах. Полеты показали, что по ряду параметров отечественные топливные элементы уникальны или превосходят лучшие мировые образцы.
"Новые топливные элементы позволяют беспилотникам находиться в воздухе около сорока часов, они надежны и могут работать в суровых российских погодных условиях, а в ближайшем будущем будут пригодны для использования в условиях Крайнего Севера. Сфера применения водородных топливных элементов крайне широка – от энергетики до автомобилестроения. Но именно на беспилотниках наглядно удалось продемонстрировать практическую ценность разработок наших ученых", - отметил вице-президент РАН, директор Института проблем химической физики РАН академик Сергей Алдошин.
"Процесс создания бортовой энергетической установки для перспективных летательных аппаратов, в том числе маршевой силовой установки, на основе высокоэффективных нетрадиционных источников энергии требует решения сложнейших проблем: научных, конструкторских, технологических, материаловедческих и относящихся к компетенции многих ОКБ, отраслевых и академических институтов. Наш институт, как головной научный центр, отвечающий за высокий научно-технический уровень разработок маршевых и вспомогательных авиационных энергоустановок, вместе с коллегами-самолётчиками и учёными РАН продолжает поиск перспективных решений", - подчеркнул заместитель генерального директора - научный руководитель ЦИАМ Александр Ланшин.
Беспилотные летательные аппараты (БЛА или БПЛА) в большинстве своем пока летают либо на бензиновых двигателях, что предполагает шум, помехи, вибрацию, повышенную пожароопасность, либо на электродвигателях с питанием от аккумуляторных батарей. Они лишены недостатков ДВС, но имеют существенные объективные ограничения по времени полета из-за существенной массы и невысокой энергоемкости аккумуляторов. Водородно-воздушные топливные элементы, снабжающие электроэнергией двигатель летального аппарата, позволяют объединить достоинства обоих типов БЛА.
У водородно-воздушных топливных элементов есть несколько преимуществ. Высокий коэффициент полезного действия. Химическая энергия топлива непосредственно превращается в электроэнергию. Долговечность - средний срок службы топливного элемента достигает 5000 часов. Высокая экологичность и компактность. В воздух выделяется лишь водяной пар. Топливные элементы легче и имеют меньшие размеры, чем традиционные источники питания, производят меньше шума, меньше нагреваются, более эффективны с точки зрения топливной экономичности.
Большинство инноваций в отечественных самолетах будут связаны с созданием легких и мощных элементов питания нового поколения. Успешное использование элементов питания нового поколения позволит существенно увеличить ресурс маршевых двигателей и добиться экономии авиатоплива как при создании новых машин, так и при модернизации действующих гражданских лайнеров, а также облегчить вес самолета и увеличить безопасность и удобство полетов, - отметил директор Научно-технического центра ОАК Владимир Каргопольцев.
Проект выполняется в тесной кооперации РАН с научными и производственными организациями - Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, ООО "АФМ-Серверс", ЗАО "Аэрокон", ЗАО "НЕЛК", Объединенной авиастроительной корпорацией. Налажен полупромышленный выпуск образцов топливных элементов, полученные технологии планируется использовать при строительстве новых отечественных самолетов.
Источник информации
Пресс-служба ФГУП "ЦИАМ имени П.И. Баранова"
Отрасли
Компании