Технологию по ремонту деталей из композиционных материалов осваивают в ИрГТУ

ИрГТУ Комплексом оборудования для диагностики и ремонта композиционных материалов, используемых в авиастроении, оснащена лаборатория НИ ИрГТУ "Технологии высокопроизводительной механообработки, формообразования и упрочнения деталей машин". Оборудование приобретено по Программе развития Национального исследовательского университета на сумму 12,8 млн рублей.

В связи с тем, что в современных конструкциях самолетов, вертолётов и других транспортных средствах широко используются композиционные материалы, университет взял курс на развитие этой тематики. Два года назад в лаборатории вуза был открыт участок по обработке (сверление) титановых сплавов и композитов в смешанных пакетах. В настоящее время идет активное освоение технологии диагностики и ремонта композиционных материалов.

По информации руководителя лаборатории Андрея Савилова, учитывая, что созданием композиционных материалов в России заняты отраслевые научные институты, изготовлением изделий из них — предприятия, а технологией ремонта владеют единицы специалистов, в ИрГТУ считают данное направление перспективным. Приобретенный комплекс является портативным, с ним можно выезжать к заказчику и работать в полевых условиях — в авиационном ангаре, на аэродроме. Преимущество оборудования в том, что оно рассчитано на композиты, разные по своей структуре, химическому составу и механическим свойствам.

"Композиционные материалы в плане материаловедения представляют особый интерес, в первую очередь, для авиакосмической промышленности. Проблема эта сверхновая, она насчитывает буквально несколько лет. В настоящее время в мире еще нет такого самолета с большой долей композитных изделий, который бы эксплуатировался долгое время, поэтому и опыта по ремонту мало.

Ранее в университете мы занимались композиционными материалами с точки зрения их механообработки при изготовлении нового самолета МС-21. Однако когда этот самолет, в конструкции которого планируется до 50 % композитов, будет запущен, возникнут вопросы эксплуатации, ремонта и планового обслуживания. Кроме того, не исключены нештатные ситуации в процессе сборки композитного крыла и титановой части самолета. Важно не допустить, чтобы узел самолета стоимостью несколько миллионов рублей отправился в брак. И в этом случае наши услуги по ремонту композитов могут оказаться своевременными. У разных изделий из композиционных материалов имеется свой ресурс, и необходимо своевременно проводить обслуживание, диагностику и делать заключение, можно ли судно эксплуатировать в дальнейшем.

Парк иркутской авиакомпании „Ангара“ насчитывает пять самолетов АН-148 производства Воронежского авиастроительного объединения, которые в своей конструкции также имеют композитные детали. Между тем, сервисных центров по их ремонту в стране нет. Мы предлагаем авиакомпании свои услуги по диагностике и ремонту деталей из композитов. Это могло бы быть взаимовыгодное сотрудничество. На базе университета могут повышать квалификацию авиационные инженеры, которые будут заниматься диагностикой и ремонтом композитов. Таким образом, в нашем вузе, как всегда, рядом идут наука, обучение, повышение квалификации и инжиниринг", — сообщил А. Савилов.

Новое оборудование в течение двух недель осваивали аспиранты и студенты института авиамашиностроения и транспорта. Обучение проводили представитель компании-поставщика передового высокотехнологичного оборудования ООО "ВИСТ" (дочернее подразделение французской компании SAS "STEVIK") Сергей Денисов и преподаватель-инструктор французской компании GMI AERO Жак Андре. Сотрудники и студенты ИрГТУ получили сертификаты об обучении технологиям ремонта (второй уровень, повышенный) компании GMI AERO.
Источник информации
Компании
Опубликовано 16.03.2015