Волжскому машиностроительному заводу дали шанс выйти из кризиса

Волжскому машиностроительному заводу дали шанс выйти из кризиса. Предприятие получит около 700 миллионов рублей от федеральных властей на развитие станкостроения. Эксперты уверены, что этих средств для решения всех проблем завода пока не достаточно. Ведь в 2015 году на ВМЗ намерены сократить около четверти персонала. Впрочем, эксперты считают, что в любом случае перевооружение повысит его эффективность. Однако оптимизация может сыграть с ВМЗ злую шутку, так как без ценных кадров реализовать серьезные проекты будет сложно.

Правительство России подписало постановление о выделении госкорпорации "Ростех" пяти миллиардов рублей на развитие станкостроения. Средства на развитие отрасли будут поступать поэтапно в 2015–2016 годах. Примечательно, что порядка 697 млн рублей выделят тольяттинскому ВМЗ. На предприятии закупят новое технологическое оборудование. Также средства на перевооружение получат Савеловский машиностроительный завод, СТП-САСТА, Ивановский завод тяжелого станкостроения и НПО "Станкостроение".

Перевооружение этих предприятий является одной из приоритетных задач для промышленного развития России, поскольку отечественные компании намерены перейти на импортозамещение в этой отрасли. В связи с этим была разработана программа развития станкостроения.

Примечательно, что в программу вошел Волжский машиностроительный завод, который в последнее время переживает не лучшие времена. Предприятие занимается производством станков, жгутов и роботов. На нем трудятся около 3,5 тысячи человек. В последние три года ВМЗ стабильно находится в убытке. В 2012 году завод оказался на грани банкротства – убыток составил около 600 млн рублей. В 2013 году он возрос до 800 млн рублей. Общий оборот компании составил около 2 млрд рублей. Однако, по заявлению руководства завода, для нормального функционирования предприятия и выхода на прибыльные позиции компании требуется около 4 млрд рублей.

Показатели ВМЗ ухудшились из-за снижения заказа от основного клиента – ОАО "АвтоВАЗ", который в последнее время также пострадал в результате падения авторынка. В феврале прошлого года ситуация на ВМЗ накалилась до предела. Сотрудники завода отказались выходить на работу из-за долгов по зарплате. Предприятие задолжало работникам 23 млн рублей. В ситуацию пришлось вмешаться губернатору Николаю Меркушкину, который пообещал оказать поддержку ВМЗ.

Ситуация вновь усугубилась в сентябре 2014 года, когда налоговая служба региона подала иск к ВМЗ с требованием погасить задолженность по налогам в размере 49,5 млн рублей. Однако спустя две недели после начала судебного разбирательства председатели компании заявили о полном погашении долга. Но ФНС отказалась отзывать иск, потребовав погасить задолженность и по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. В октябре завод полностью рассчитался с долгами и дело о банкротстве было прекращено. Но экономические показатели и заработная плата сотрудников завода не изменились.

Примечательно, что ВМЗ в 2014 году стал дочерним предприятием АвтоВАЗа. До 2011 года завод входил в структуру автогиганта, но в результате очередного кризиса стал самостоятельным, и лишь спустя три года компания вновь стала "дочкой" автозавода. По словам президента АвтоВАЗа Бу Андерссона, ВМЗ обеспечат заказом на 2015 год как минимум на миллиард рублей, а также получит заказ от "Ниссана" на 200 млн рублей. В частности, на ВМЗ изготовят сотни штампов для новых моделей LADA Vesta и LADA X-Ray. Также было заявлено, что на предприятии будет реализован совместный проект "Станкопрома" с АвтоВАЗом по производству роботов.

Тем не менее руководство автогиганта не намерено отказываться от своей политики по оптимизации персонала на ВМЗ, несмотря на важные и перспективные проекты. Как сообщил "ФедералПресс.Приволжье" председатель первичного профсоюза ОАО "АвтоВАЗ" Сергей Зайцев, в ближайшее время машиностроительный завод ожидают сокращения. С ВМЗ в 2015 году должны уйти 850 работников. То есть фактически руководство завода намерено сократить около трети персонала.

Часть экспертов, опрошенных экспертным каналом, считают, что оптимизация может сыграть с компанией злую шутку, так как компании будут нужны сильные кадры для реализации крупных проектов с федеральным финансированием, но часть из них уже могло покинуть завод во время кризиса, а часть была сокращена. Кроме того, в дальнейшем ВМЗ может понадобиться нарастить объемы производства, но набрать тысячу новых сотрудников вновь будет проблематично. "Сложно поверить в то, что инвестиции в 700 млн рублей помогут ВМЗ выйти из кризиса, так как оттуда еще в 2014 году ушли наиболее ценные кадры, которые и составляют основу этого производства. Вместо сокращений могли бы помочь обучение и разработка мотивационных схем. Проблема в том, что нужный персонал в таком количестве найти невозможно, его необходимо обучать", – уверена аналитик QB Finance Мадина Абаева.

По словам аналитиков, развитие станкостроения стало особо актуально после ухудшения дипломатических отношений и введения санкций со стороны ЕС. России сейчас необходимо увеличить производство в этой сфере. Однако компаниям, получившим федеральное финансирование на эти цели, не стоит надеяться на быстрый экономический эффект.

"Развитие станкостроения особенно актуально, учитывая, какой урон был нанесен ему с момента обретения Россией независимости, когда исчезли многие станкостроительные предприятия, утеряны многие технологии, а оставшиеся заводы пострадали, существенно сократив выпуск продукции. Естественно, что возрождение станкостроения необходимо в связи с решением проблемы импортозамещения. В данном случае эти средства выделяются на развитие станкостроения, вряд ли их можно будет расходовать, к примеру, на погашение задолженности предприятия. Так как цели выделения средств совершенно другие, то вряд ли они помогут выйти ВМЗ из тяжелого положения. Вместе с тем это поможет решить проблемы завода, к примеру, если часть средств можно будет потратить на модернизацию, что повысит его эффективность, а значит, позволит улучшить экономическую ситуацию", – говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Когда ВМЗ приступит к реализации крупного проекта, пока не известно. 
Источник информации
Компании
Опубликовано 21.01.2015