Переход "АвтоВАЗа" под контроль государства логичен, перспективы – неочевидны

На сайте инвестиционной компании "ФИНАМ" (www.finam.ru) состоялась конференция "Государство в экономике: перспективы частного бизнеса", участие в которой приняли политологи и аналитики инвестиционных компаний. Одна из тем, активно обсуждавшихся в рамках форма – перспективы развития "АвтоВАЗа", перешедшего под контроль государственного менеджмента. Эксперты считают, что смена руководства предприятия была необходимой, однако расходятся в оценках перспектив развития автомобильного концерна.

"На мой взгляд, ситуация перехода под контроль государства "АвтоВАЗа" вполне логична. Предприятие является регионально- и отраслеобразующим, его сохранение важно и с социальной, и с экономической точек зрения, но для этого требуется существенная модернизация производства, слишком затратная для частного бизнеса", - высказала свое мнение экономист инвестиционной компании "ФИНАМ" Ольга Беленькая. Аналитик ФК "Мегатрастойл" Андрей Новиков также считает переход "АвтоВАЗа" под контроль "Рособоронэкспорта", т.е. государства, логичным в плане поддержки системообразующих отраслей. Среди плюсов государственного патронажа руководитель аналитического департамента "Центра политических технологий" Татьяна Становая выделила помощь в привлечении госинвестиций. Кроме того, теперь автокомпания может рассчитывать на реструктуризацию налоговых долгов и политическую поддержку.

При этом г-жа Становая скептически оценивает перспективы "АвтоВАЗа". "Во-первых, государственные менеджеры всегда уступали по эффективности частным. Во-вторых, государственные инвестиции сопряжены с проблемой нецелевого использования. Сегодня люди, пришедшие на "АвтоВАЗ", рискуют, грубо говоря, не своим. Контроль над их деятельностью ослаблен самой природой новых менеджеров: они имеют хорошее политическое прикрытие и являются "функцией" от собственников. В-третьих, "АвтоВАЗ" - это притча во языцех. Для того чтобы сделать предприятие современным и с точки зрения эффективности, и с точки зрения управления и контроля, там нужно ломать все прежние схемы. Пойдут ли на это новые руководители? Наконец, в-четвертых, главное - это технологии, а для этого идеальным был бы приход иностранного инвестора, чего мы не наблюдаем. В общем, радужные обещания накладываются на большую долю скептицизма", - считает эксперт.

Еще одну угрозу развитию "АвтоВАЗа" выделил ведущий эксперт "Центра политической конъюнктуры России" Александр Павлюк. Дело в том, что выпуск новых моделей автоконцерна по времени должен совпасть с запуском нескольких сборочных производств иномарок в России. Таким образом, автомобили попадут в среду жесткой конкуренции. "Поэтому заводу необходимо очень серьезно подойти к своей стратегии развития. На данный момент конкурировать с иномарками российские авто способны только по цене и уровню доступности. Но новые модели, как заявляли менеджеры "ВАЗа", будут сопоставимы с иномарками по параметрам, а значит и по цене. К тому же, собранные в России иномарки вплотную подобрались по цене к отечественным авто", - сказал г-н Павлюк.

Планы развития "АвтоВАЗа" требуют серьезных инвестиций. Впрочем, эксперты соглашаются с тем, что 5 млрд. долларов, которые могут быть получены от государства, будет вполне достаточно для развития компания. "Однако, чтобы деньги не "ушли в песок", необходим четкий антикризисный план - с адекватным позиционированием продукции предприятия на рынке, с разработкой новой производственной и маркетинговой политики, с жестким контролем над расходами", - уточняет г-жа Беленькая.
  
Кроме того, участники организованной "ФИНАМом" конференции опасаются, что средства, выделенные "АвтоВАЗу", получит совсем не "АвтоВАЗ". "Затраты на разработку новых платформ автомобилей и строительство сборочного производства существенны. Контроль на первых этапах затруднен, так как менеджеры завода могут постоянно заявлять о том, что процесс разработки идет полным ходом и показывать компьютерную модель будущего автомобиля, но на деле средства могут выводиться под нужные "силовикам" проекты. В этом плане амбициозные планы менеджеров "Рособоронэкпорта" на "ВАЗе" могут объясняться попыткой получить в свой оперативный контроль большое количество средств от государства в виде инвестиций, которые пойдут на политические проекты", - выразил опасения г-н Павлюк.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 16.03.2006