Двигатель НК-33 обеспечил успешный старт ракеты "Союз-2-1в"

ОДК 28 декабря в 16.30 часов по московскому времени с военного космодрома Плесецк (Архангельская область) состоялся первый испытательный старт новейшей ракеты-носителя легкого класса "Союз-2-1в", оснащенной двигателем НК-33 производства самарского предприятия "Кузнецов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию). Ракета доставит на орбиту калибровочные сферы и опытный образец малого космического аппарата "Аист".

Двигатель НК-33, установленный в составе первой ступени новой ракеты, отработал без замечаний, обеспечив успешное выведение ракеты на заданную орбиту. Время его работы в полете составило 200 секунд.

Для коллектива "Кузнецова" старт ракеты "Союз-2-1в" – знаковое событие. Это первый запуск НК-33 в отечественном проекте после закрытия советской "лунной" программы, где планировалось его использование.

Комплексная работа с двигателем НК-33 для дальнейшего запуска ракеты "Союз-2-1в" началась в 2010 году. В соответствие с техническим заданием и комплексным планом экспериментальной отработки партия двигателей НК-33 на протяжении нескольких лет подвергалась многочисленным проверкам с целью подтверждения качественных характеристик. НК-33 испытывался в условиях применения иной марки топлива, вброса инородных частиц, с трехкратным превышением необходимого ресурса использования.

Итоговым стало огневое испытание блока первой ступени РН "Союз-2-1в", прошедшее 3 июня 2013 года на базе Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности (г. Пересвет). В рамках испытаний НК-33 подтвердил высокую надежность.

В процессе работ по адаптации НК-33 для российского проекта в двигателе были заменены некоторые датчики и узлы, увеличен полетный ресурс, а также изменен профиль полета.

Важнейшей задачей ОДК является восстановление серийного производства двигателя НК-33. Значительная часть процессов его изготовления на предприятии "Кузнецов" уже освоена.

Справка

Двигатель НК-33 создавался конструктором Николаем Дмитриевичем Кузнецовым для первой ступени "лунной" ракеты Н1-Л3 в конце 60-х – начале 70-х годов. Главное преимущество НК-33 – минимальный вес относительно тяге. По экономии топлива двигатель соответствует сегодняшнему уровню требований к развитию техники. В 1974 году "лунная программа" была закрыта. Созданную партию НК-33 было приказано уничтожить. Но Кузнецову удалось их спасти. В 90-е годы двигатель НК-33 был представлен на одной из выставок в Москве, где вызвал колоссальный интерес отечественных и зарубежных партнеров.

Работы по возрождению двигателя НК-33 с того времени идут по двум направлениям. В рамках зарубежного контракта – по программе стартов ракеты-носителя среднего класса "Антарес", а также в рамках реализации отечественного проекта по запуску ракеты-носителя легкого класса "Союз-2-1в".

2013 год стал ключевым с точки зрения реализации работы по НК-33. 22 апреля 2013 года в США два двигателя НК-33/AJ26 обеспечили первый успешный старт ракеты "Антарес", а второй ее запуск состоялся уже 18 сентября, в рамках которого на МКС был доставлен полезный груз для работы летного экипажа станции.
Компании
Опубликовано 30.12.2013