В.Гапанович подвел итоги инновационного развития ОАО "РЖД" в 2013 году

rzhd Приоритетной задачей на современном этапе становится правовая охрана технических новшеств и совершенствование механизмов защиты интеллектуальной собственности.

"С 2008 года количество охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности возросло почти в 5 раз. Мы планомерно увеличиваем объемы патентования наших разработок за рубежом. В следующем году планируется увеличить патентный портфель холдинга еще на 10%", - отметил старший вице-президент, выступая на итоговом правлении ОАО "РЖД".

ОАО "РЖД" - одна из немногих российских компаний, которая по объемам вложений в НИОКР стоит в одном ряду с ведущими мировыми корпорациями. Вместе с тем, в связи со сложным экономическим положением, компания вынуждена в следующем году серьезно снизить расходы на НИОКР, сохраняя финансирование только на наиболее важных направлениях деятельности.

Среди разработок, соответствующих лучшим мировым образцам, Валентин Гапанович выделил созданную учеными научно-технического комплекса холдинга интеллектуальную систему управления движением поездов для транспортного обслуживания зимних Олимпийских игр в Сочи.

Новым этапом развития системы управления движением поездов является проект модернизации Малого кольца Московской железной дороги, сформированный как единый микропроцессорный программно-технический комплекс.

Кроме того, дальнейшее развитие в текущем году получила технология организации движения грузовых поездов по энергооптимальным расписаниям (в ней заложены основы поддержки принятия решений при организации движения поездов по расписанию).

Завершено внедрение аппаратно-программного комплекса управления станционными процессами. Введенная в постоянную эксплуатацию система ИТАУР на станции Ярославль-главный, позволила реализовать принципиально новые технологии планирования работы станции. Обеспечено четкое взаимодействие с Диспетчерским центром управления движением на основе электронной системы выдачи наряд-заказов и контроля их исполнения.

По словам старшего вице-президента, годовая экономия эксплуатационных расходов с использованием системы ИТАУР составляет не менее 7,5 млн. рублей. В 2014 году намечено тиражирование системы на 5 станциях сети.

Одним из важнейших критериев оценки технологической и экономической устойчивости компании, как крупнейшего потребителя энергоресурсов в России, служит уровень ее энергоэффективности. В целях снижения себестоимости перевозок за счет оптимизации использования ТЭР в компании внедрена система энергоменеджмента. Она решает основные задачи Энергетической стратегии холдинга "РЖД".

С учетом опыта эксплуатации первого газотурбовоза, в сентябре этого года изготовлен второй промышленный образец ГТ1h.

"Российские газотурбовозы не имеют аналогов в мире. В 2014 году планируется завершить полный комплекс их испытаний. Перспективные полигоны газотурбовозов – направление Новый Уренгой – Сургут – Тюмень, а в перспективе – БАМ. До 2020 года в компанию поступит 40 магистральных газотурбовозов", - рассказал Валентин Гапанович.

Развитием этого направления стало создание маневрового газотепловоза мощностью 1000 кВт с газопоршневым двигателем на сжиженном природном газе производства ОАО "Волгодизельмаш им. Маминых" (г. Балаково). В настоящее время локомотив проходит наладочные испытания.

Старший вице-президент напомнил, что 2013 год в России был посвящен охране окружающей среды. На всех 16 железных дорогах, во всех дирекциях проводилась системная работа по минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Реализованы целевые мероприятия программы проведения года охраны окружающей среды. В результате в 2013 году по сравнению с предыдущим годом:

- выбросы вредных веществ в атмосферу снизились, более чем на 2%;

- сбросы загрязненных сточных вод сократились на 4%;

- использование и переработка отходов увеличилось на 12%.

Эффективная природоохранная деятельность компании, по словам Валентина Гапановича, получила высокую оценку федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций. Деятельность компании в 2013 году отмечена пятью престижными национальными и международными премиями и дипломами конкурсов в сфере охраны окружающей среды.

Валентин Гапанович особо подчеркнул необходимость вовлечения молодежи в инновационную деятельность. По его словам, таким инструментом в РЖД стал конкурс инновационных проектов "Новое звено", который в этом году проводился в шестой раз. Всего с 2008 года в конкурсе приняло участие более 10 000 молодых сотрудников, было представлено более 5 000 проектов, из них 255 получили организационную и финансовую поддержку руководства компании.

Еще одно направление мотивации научно-технического творчества – уже ставший традиционным смотр-конкурс "Идея ОАО "РЖД", где представлены лучшие изобретения и рационализаторские предложения сотрудников компании и образцы технического творчества юных железнодорожников.

"Реализация этих проектов – это инвестиции в наше будущее, в нашу молодежь, будущий доход России, который ни один финансовый аналитик не сможет прогнозировать и посчитать", - подчеркнул Валентин Гапанович.
Источник информации
Компании
Опубликовано 18.12.2013