ОАО "Корпорация "Иркут" получила патент на изобретение "способ изготовления деталей остекления"

Корпорация Иркут Технология изготовления стекол с двойной кривизной, переменной толщины, разработанная специалистами предприятия, внедрена на Иркутском авиационном заводе – филиале ОАО "Корпорация "Иркут", и по данной технологии уже сделаны десятки изделий – стекла откидной части фонаря кабины самолета Як-130.

Эта уникальная технология была создана в 2010 году группой специалистов Иркутского авиационного завода – филиала ОАО "Корпорация "Иркут", в которую вошли Олег Соболев, Виктор Лисицкий, Галина Хвостова, Нина Семилетко и Виктор Шихов. Подготовкой патентной документации занимался начальник бюро инновационных проектов ИАЗ Вячеслав Ермаков.

Толчком к созданию ноу-хау послужила производственная необходимость. В 2009 году, когда ИАЗ запустил в серию учебно-боевой самолет Як-130, оказалось, что ни в России, ни за рубежом нет предприятий, у которых можно заказать остекление кабины для нового самолета со стеклом нестандартной формы. На ИАЗ было принято решение своими силами разработать технологию и на заводских площадях начать выпуск нестандартных деталей.

Перед командой разработчиков стояла задача наладить производство стекол сложной геометрической формы, с наличием двойной кривизны, утонения в купольной части и с вертикальными боковыми стенками, которые бы соответствовали конструкторской документации самолета Як-130. Задача была не из легких, учитывая тот факт, что изобретать пришлось "с нуля", поскольку в мировом машиностроении на тот момент не существовало технологии изготовления нестандартных изделий из оргстекла столь сложной формы с применением бесконтактного метода формования.

Заводские специалисты разработали новый технологический процесс с рядом концептуальных решений, одно из которых – локальный нагрев стекла с использованием дополнительной лампы. Сама лампа также является ноу-хау. Для участка оргстекла специалистами была спроектирована специальная печь и комплект сложной оснастки. "В ходе опытных работ возникало много новых идей, – вспоминает зам. главного металлурга ИАЗ Олег Соболев, – технология совершенствовалась. Мы поменяли несколько комплектов дорогостоящей оснастки. В итоге первые стекла с нужными параметрами мы получили уже к концу 2010 года".

Поскольку технология эта универсальна и может применяться для изготовления любых нестандартных деталей из оргстекла и в авиастроении, и в судостроении, и автомобильной промышленности, то было принято решение ее запатентовать. В 2011 году была подана заявка на изобретение, а в 2013 году Корпорация "Иркут" получила патентную грамоту.
Источник информации
Пресс-служба Иркутского авиазавода
Опубликовано 26.06.2013