Компания "СТМ" представила опытный образец инновационного маневрового локомотива с гибридным приводом "SinaraHybrid"

SinaraHybrid, Синара-Транспортные машины 27 декабря 2011 года на Людиновском тепловозостроительном заводе (входит в состав ОАО "Синара-Транспортные машины", является членом НП "ОПЖТ") состоялась технологическая приемка опытного образца инновационного маневрового тепловоза "SinaraHybrid". Проект первого в России локомотива с гибридной силовой установкой разрабатывался научно-исследовательским инжиниринговым подразделением холдинга Синара-Транспортные машины - ООО "Центр инновационного развития СТМ" при поддержке инновационного фонда "Сколково" и ОАО "Российские Железные Дороги".

Глава Людиновского района Калужской области Д.М. Аганичев, исполнительный директор Кластера энергоэффективных технологий Фонда "Сколково" В.М. Белов, заместитель начальника Департамента технической политики ОАО "РЖД" Д.Л, Киржнер, Президент Калужской торгово-промышленной палаты Т.Г. Розанова познакомились с технической концепцией инновационного локомотива, реализацией технического задания, а также технологией изготовления нового тепловоза.

Конструкция тепловоза "SinaraHybrid" имеет модульную архитектуру производства. На раме тепловоза размещены дизель-генераторный, кабинный, санитарно-бытовой модули, а также модуль подготовки сжатого воздуха, отсек чистого воздуха, модуль преобразователей и накопителей энергии.

Специально разработанная кабина локомотива отвечает самым высоким требованиям стандартов по обзорности, эргономике и функциональности для обеспечения комфортных условий труда машинистов локомотива. Органы управления гибрида, расположенные на пульте машиниста, разработаны с учетом физиологических и психологических особенностей работы локомотивной бригады в маневрово-вывозном варианте движения локомотива. Данная архитектура изготовления позволяет производителю существенно снизить трудозатраты при серийной сборке тепловоза, а также значительно сократить время при проведении сервисного обслуживания.

Электрическая схема локомотива предусматривает наличие в конструкции литий-железо-фосфатных аккумуляторов и суперконденсаторов для хранения электрической энергии.

Локомотив имеет асинхронный тяговый привод с векторным регулированием момента на валу двигателей, который являются собственной разработкой Центра инновационного развития СТМ.

Колесно-моторные блоки выполнены с применением моторно-осевых подшипников качения Timken.

На тепловозе применены компоненты, которые позволяют существенно увеличить межремонтные сроки, а в некоторых случаях исключить некоторые виды ремонтов. За счет использования высокоэффективных компонентов планируется обеспечить высокую эксплуатационную надежность локомотива, а также значительно снизить его стоимость жизненного цикла.

Так, в конструкции тепловоза применены инновационные высокопрочные колесные новые бандажи производства НТМК, трубопроводы воздушных систем локомотива выполнены из нержавеющей стали с фитинговыми соединениями без применения сварки, что обеспечивает высокую надежность работы тормозного оборудования и его ремонтопригодность. Система подготовки сжатого воздуха обеспечена высокоэффективным винтовым компрессором с пониженными показателями по шумности и вибрации.

У нового тепловоза "SinaraHybrid" в сравнении с его аналогом по мощности дизель –генератора моделью ТЭМ9, на 30% будет снижен расход дизельного топлива, до 55% уменьшатся показатели выбросов отработанных газов в окружающую среду, что соответствует современным зарубежным стандартам по экологии.

Для окраски локомотива был привлечен один из мировых лидеров в области лакокрасочных покрытий - компания Helios.

При создании тепловоза с гибридным приводом было реализовано более 20 новейших технических решений. Так, алгоритмы интеллектуального управления локомотивом для микропроцессорной системы разработаны конструкторами Центра инновационного развития СТМ. Инновационная микропроцессорная система управления и диагностики гибридного локомотива, обладающая функцией предсказания профиля пути с использованием технологий ГЛОНАСС позволяет заранее оптимально планировать энергетические ресурсы в процессе движения.

Также важно отметить, что работа по созданию нового локомотива осуществляется при участии консорциума ведущих в России научно-производственных компаний, среди которых НПО "САУТ", НПО "Приводная техника", ООО "Уральские локомотивы" и НПО "Автоматика". В работе по разработке локомотива также принимали участие зарубежные специалисты.

Выпустив опытный образец локомотива, СТМ приступит к его наладке и комплексным испытаниям. Изготовление установочной серии данных локомотивов планируется начать в 2013 году.

Справка

ОАО "Синара – Транспортные машины" - дивизиональный холдинг, входящий в состав ЗАО Группа Синара. СТМ объединяет ОАО "Людиновский тепловозостроительный завод" (ЛТЗ, Калужская область), ООО "Уральский дизель-моторный завод" (УДМЗ, г. Екатеринбург), ООО "Центр инновационного развития СТМ" (г. Екатеринбург), ООО "СТМ-сервис" (г. Екатеринбург). Направления деятельности: локомотивостроение, инжиниринг, организация сети сервисного обслуживания.

ООО "Центр инновационного развития СТМ" создано в 2010 году. Разрабатывает модели нового поколения подвижного состава и силовые установки. Основная задача Центра: концентрация научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности СТМ. С декабря 2010 года "Центр инновационного развития СТМ" является участником кластера "Энергоэффективность и энергосбережение" Инновационного центра "Сколково".

ОАО "Людиновский тепловозостроительный завод" (ЛТЗ), расположено в г. Людиново Калужской области. Предприятие основано в 1745 году. С 2007 входит в состав холдинга "Синара - Транспортные машины". Завод выпускает маневровые тепловозы с гидропередачей (серии ТГМ4Б, ТГМ6Д) и с электропередачей (серия ТЭМ7А, ТЭМ9). Железнодорожная техника предназначена для выполнения маневровой и вывозной работы на станциях магистральных железных дорог и на промышленных предприятиях.

НП "Объединение производителей железнодорожной техники" (НП "ОПЖТ") образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в отечественном машиностроении.
Опубликовано 29.12.2011