НПК "Иркут" будет поставлять в Африку истребители

До конца года НПК "Иркут" подпишет контракты на сумму не менее 1 млрд. долл. на поставку в Алжир и Таиланд истребителей Су-30МК. Об этом на презентации очередного облигационного займа корпорации заявил президент "Иркута" Олег Демченко.

По оценкам специалистов, если контракты будут заключены, они станут приносить компании ежегодно не менее 200 млн. долл. дополнительно к текущей выручке. Однако шансы на заключение новых крупных контрактов у "Иркута" не очень велики, особенно в Африке: РСК "МиГ" несколько лет надеялась на подписание контракта на 1,6 млрд. долл. на поставку в Алжир 42 многоцелевых истребителей МиГ-29СМТ, но этого так и не произошло. ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" - вертикально интегрированный холдинг, занимающийся проектированием, производством, реализацией и послепродажным обслуживанием авиационной техники гражданского и военного назначения. Контрольный пакет акций (50,3%) корпорации принадлежит менеджменту. АВПК "Сухой" владеет 13,7% акций "Иркута", на свободном рынке обращается около 25% акций. НПК "Иркут" производит самый современный российский истребитель - Су-30МК, а также самолет-амфибию Бе-200. Выручка корпорации по МСФО в 2004 г. составила 621,9 млн. долл., чистая прибыль - 68 млн. долл.

В конце этого года корпорация "Иркут" заключит договор на поставку в Алжир "от 12 до 28 самолетов марки Су-30МК". Об этом на презентации очередного облигационного займа корпорации сообщил президент "Иркута" Олег Демченко. Аналогичный контракт, по его словам, в первом квартале будущего года может быть заключен и с Таиландом, куда "Иркут" планирует поставить не менее 13 самолетов (максимум их может быть 18). Олег Демченко отметил, что все детали контрактов уже оговорены. Кроме того, "Иркут" ведет переговоры о поставке самолетов-амфибий Бе-200 в Грецию (8 машин), в Хорватию (4) и Турцию (4).По самым скромным оценкам, если контракты будут заключены, то нынешний портфель заказов корпорации (3,8 млрд. долл.) будет увеличен еще на 1-2 млрд. долл. "Стоимость одного самолета (в зависимости от контракта) составляет от 30 до 40 млн. долл., - говорит начальник аналитического управления "МДМ-Банка" Ким Искиян. - В результате в течение ближайших пяти лет ежегодная выручка компании может вырасти на 200 млн. долл.".

В АВПК "Сухой" отказались официально комментировать предстоящие сделки "Иркута", сказав, что "выбор Алжира и Таиланда очевиден". "Су-30МК отлично зарекомендовал себя в Индии, - пояснили в госкорпорации. - Представители военных ведомств этих стран, посмотрев на индийский опыт эксплуатации Су-30МК, решили также приобрести эти самолеты". По мнению Олега Демченко, для реализации данных проектов "Иркуту" понадобятся дополнительные средства. "Перед поставкой в Алжир и Таиланд самолеты надо доработать", - отмечает президент корпорации. С этой целью, по его словам, компания и выходит на фондовый рынок с третьим облигационным займом на 3,25 млрд. руб. Сумму, которую "Иркут" собирается потратить на модернизацию Су-30МК, он не назвал.На этих контрактах "Иркут" пытается протестировать работу реформированной авиационной отрасли, и создаваемой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в частности.

Поставками самолетов за границу занимается "Рособоронэкспорт", который по индийскому контракту был заказчиком самолетов у "Сухого". Сейчас контрагентом перед "Рособоронэкспортом" выступает "Иркут". Главный управляющий партнер компании "2К Аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский считает, что смена поставщика самолетов Су-30МК связана еще и с тем, что у "Иркута" в этих странах отличные контакты. У "Сухого", наоборот, позиции лучше в Индии. "У "Иркута" максимальные связи с политиками, поэтому весь сбыт падает на него", - говорит г-н Андриевский. С точкой зрения представителей "Сухого" эти предположения не совпадают. В "Сухом" говорят, что до создания ОАК еще должно пройти много времени и у ее участников пока нет представления о том, как будут распределяться контракты. Источник в авиапроме, пожелавший остаться неназванным, сказал RBC daily, что "все упирается в дележку денег, из-за этого решение вопроса не сдвигается с мертвой точки". Источник в авиапроме, знакомый с ходом переговоров по поставкам авиатехники в Таиланд и Алжир, сказал, что руководство корпорации выдает "желаемое за действительное". "Как только контракты будут подписаны, официальное заявление сделает "Рособоронэкспорт", который присвоит все лавры за заключение сделки, - отмечает он. - На данный момент существует только декларация о намерениях, а все остальное является PR-ходом "Иркута" в преддверии размещения облигационного займа".

Дело в том, что подготовка к заключению данных контрактов идет еще с прошлого года, поясняет источник, поэтому вряд ли они будут подписаны так быстро. По его словам, РСК "МиГ", которой теперь управляют выходцы из "Иркута", уже более трех лет ведет переговоры о поставке в Алжир 42 многоцелевых истребителей МиГ-29СМТ, но контракт до сих пор не подписан.

Источник информации
Опубликовано 27.09.2005