Японская Komatsu Ltd. склоняется к строительству собственного завода в России

Еще один гигант мирового машиностроения – японская Komatsu Ltd. склоняется к строительству собственного завода в России. Скорому решению об этом, возможно, поспособствует активность чиновников Санкт-Петербурга, ранее уже выигравших спор российских регионов за право разместить у себя завод Toyota.

О том, что Komatsu решилась на строительство сборочного завода в России, сообщило агентство Bloomberg. По данным агентства, Komatsu будет ежегодно производить в нашей стране около 600 тяжелых бульдозеров грузоподъемностью свыше 30 тонн, а численность персонала на будущем предприятии составит 200-300 человек. Называется и цифра запланированных на реализацию этого проекта инвестиций - 27 млн. долларов.

Партнером Komatsu по созданию производства в России, скорее всего, выступит ОАО "Машиностроительная компания КРАНЭКС" из Иваново, выпускающее гидравлические экскаваторы. Совместное предприятие между ними с долями 50% на 50% акций было организовано еще в 1998 году. В настоящее время СП выпускает комплектующие и запчасти для строительной техники. Предполагается, что в новом совместном проекте доля Komatsu может составить 66%. Инвесторам осталось определиться с площадкой для строительства будущего завода.

Мест для сбыта дорогостоящей японской дорожно-строительной техники в России не так уж много. Основной спрос приходится на наиболее богатые регионы: Москву, Санкт-Петербург, Западную Сибирь. Выбирают же в Komatsu сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом. И шансы последнего в этой борьбе выглядят пока предпочтительнее.

Во многом это объясняется той активностью по привлечению японских инвесторов, которую развернули под руководством губернатора Валентины Матвиенко чиновники городской администрации. Так, в начале этой недели делегацию Санкт-Петербурга на всемирной выставке ЭКСПО-2005 в Токио представлял вице-губернатор Юрий Молчанов. Он провел ряд переговоров сразу с несколькими потенциальными инвесторами, главным образом – поставщиками комплектующих для будущего завода Toyota. По мнению экспертов, в ближайшие годы Петербург и его пригороды превратятся в один из крупнейших отечественных индустриальных центров. Ожидаемый уровень иностранных инвестиций в промышленность города до 2010 года составит около 1,5 млрд. долларов. Большая часть из них может прийтись именно на японские компании.

Между тем нашествие иностранцев на быстрорастущий отечественный рынок дорожно-строительной техники вызывает опасения у традиционных российских производителей бульдозеров, экскаваторов и автогрейдеров. Как сообщил "Газете" и. о. пресс-секретаря холдинга "РусПромАвто" Сергей Смирнов, "в настоящее время свыше 63% продаж автогрейдеров и экскаваторов в России приходится на предприятия "РусПромАвто". Но с приходом иностранных производителей эта доля может существенно снизиться.

В целом объем рынка дорожно-строительной техники в России оценивается сейчас экспертами примерно в 600 млн. долларов. В то же время спрос на нее растет огромными темпами. В прошлом году рост составил 68%, а за первое полугодие нынешнего года – 60%. Так что конкуренция в этом сегменте в будущем обещает только обостриться.

Источник информации
Опубликовано 27.09.2005