В Новосибирске состоялось заседание межрегионального круглого стола по теме: "Сохранение стабильности железнодорожных грузовых перевозок в Западной Сибири в условиях реформы РЖД".
В мероприятии приняли участие представители Западно-Сибирской железной дороги, территориального управления Федерального агентства по железнодорожному транспорту, властных структур, руководители более ста компаний, работающих на территории Новосибирской, Кемеровской, Омской, Томской областей, Республики Алтай и Алтайского края.
Среди участников мероприятия были представлены компании-грузоотправители, осуществляющие погрузку на станциях Западно-Сибирской железной дороги, такие как ОАО "СУЭК", ООО "Евраз – Холдинг", ОАО "Газпромнефть", ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", ЗАО "Распадская", ОАО "Южный Кузбасс", КОАО "АЗОТ" и другие.
Круглый стол был организован ОАО "Первая грузовая компания".
Целью заседания стал поиск благоприятной для региональной экономики модели рынка грузоперевозок в условиях предстоящего в 2010 году ухода ОАО "РЖД" с рынка железнодорожных грузоперевозок как собственника и создания Второй грузовой компании, которой будет передан подвижной состав ОАО "РЖД".
В ходе дискуссии грузовладельцы, представители РЖД, Первой грузовой компании и ФАЖТ обозначили проблемы, с которыми компании могут столкнуться из-за предстоящих изменений на рынке грузоперевозок и наметили пути их преодоления.
Участники мероприятия неоднократно отмечали, что совместные усилия власти, бизнеса, РЖД и ПГК должны быть направлены на то, чтобы обеспечить стабильную погрузку в условиях становления Второй грузовой компании и не допустить необоснованного роста тарифов на грузовые перевозки.
"Перед ПГК сегодня стоит тяжелая задача, компании необходимо сохранить достигнутый баланс в перевозочном процессе, который будет нарушен в связи с переходным периодом по организации Второй грузовой компании. Кроме того, ПГК, как одному из крупнейших операторов на рынке, придется взять на себя ответственность и за ценовую политику, с целью сохранения и дальнейшего развития той системы, которую компании удалось построить за два года своего существования на рынке", - отметил в ходе дискуссии президент компании ООО ГК "Сибирь Транс" Юрий Душенин.
Опыт работы Новосибирского филиала ОАО "ПГК" признан показательным – с точки зрения стабильности и выполнения требований грузовладельцев к качеству предоставляемого сервиса. "На сегодняшний день Новосибирский филиал вышел на объем погрузки около 95 000 вагонов, что составляет 133% к октябрю месяцу прошлого года. В среднем в сутки филиалом отгружается более 3000 вагонов. Еще год назад эта цифра не превышала 2000 единиц, сообщил директор Новосибирского филиала Евгений Долженко, - считаю это хорошим показателем слаженной работы филиала и его партнеров, позволившим всем нам, даже в это непростое время, стабильно удерживать заявленный объем погрузки в вагоны ПГК".
В свою очередь, первый заместитель генерального директора по коммерции и производству ОАО "ПГК" Игорь Асатуров сообщил, что ПГК дважды корректировала ценовую политику. В частности, в начале кризисного периода тарифы были радикально снижены, а в настоящее время тарифы ПГК возвращаются на докризисный уровень. "В дальнейшем компания не планирует увеличивать тарифы", - резюмировал Игорь Асатуров.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что возникновение Второй грузовой компании будет способствовать стабилизации рынка.
"В ходе реализации реформы железнодорожного транспорта и удовлетворения растущего спроса на его услуги, решаются задачи, в том числе и по обеспечению развития конкуренции в сфере грузовых перевозок, которая может быть обеспечена, в том числе и за счет появления и развития новых грузовых компаний", - отметил заместитель руководителя Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Павел Захаров.
Многие считают, что опыт Первой грузовой компании показал, что появление крупных частных операторов позитивно сказывается на рынке. В частности, по словам заместителя начальника Западно – Сибирской железной дороги Дмитрия Некрасова, для Западно - Сибирской магистрали вопрос управления вагонным парком собственников имеет принципиальное значение. "В настоящее время к станциям дороги приписано 48 тысяч единиц собственных грузовых вагонов, из них более 19 тысяч вагонов являются собственностью ПГК. Создание компании стало хорошим импульсом для развития рынка грузоперевозок и рынка вагоностроения. Полагаю, что с возникновением Второй грузовой компании конкурентоспособность рынка только повысится, возникнет дополнительный резерв вагонного парка в регионе, что позволит более оперативно реагировать на потребности грузоотправителей", - заявил Дмитрий Некрасов.
Грузовладельцы поддержали железнодорожников в мнении, что рынок изменился в лучшую сторону с появлением ПГК . "Наша компания является одним их крупнейших партнеров ПГК. Мы работаем вместе полтора года и работаем неплохо. Создать с ноля совершенно новую систему, успешно ее внедрить, объединяя и сохраняя при этом интересы всех участников процесса, я считаю это большим прорывом ПГК как оператора рынка", - сообщила Начальник управления перевозок и грузовых работ ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" Клавдия Колмогорова.
Грузовладельцы отметили, что за два года работы с ПГК многими компаниями был приобретен опыт по организации работы с крупным оператором, который будет полезен для предприятий, планирующих работать со Второй грузовой компанией.
Справка
Вторая грузовая компания создается в рамках реформы ОАО "РЖД". Планируется, что Второй грузовой будут переданы грузовых вагонов 250 000 вагонов. Также 60 000 вагонов РЖД будет передано Первой грузовой компании. Таким образом, РЖД уйдет с рынка грузовых перевозок.
ОАО "Первая грузовая компания" - крупнейший оператор железнодорожных перевозок в России. Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ПГК является ОАО "РЖД". "Первая грузовая компания" создана в июле 2007 г., самостоятельно стала управлять вагонным парком с ноября того же года. В настоящее время в собственности ПГК – свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа (76 тыс. цистерн, 75 тыс. полувагонов, 15 тыс. платформ, 15 тыс. крытых вагонов и около 49 тыс. прочих вагонов). Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 21%.