Направление автомобильных технологий Bosch готово к переменам на мировых рынках


"В этом году Токийский автосалон проходит в условиях переходного периода", – заявил руководитель автомобильного направления Bosch Бернд Бор, выступая на открытии пресс-конференции концерна. Задачи долгосрочного развития автомобильной промышленности требуют от автопроизводителей и их поставщиков по-новому распределить усилия между зрелыми и развивающимися рынками. "К 2035 г. мировой парк легковых автомобилей удвоится, и прежде всего это произойдет за счет Индии и Китая", – подчеркнул Б. Бор.

Рост значения молодых рынков будет сопровождаться рядом структурных изменений, которые потребуют от автопроизводителей и других компаний отрасли заново продуманных стратегий развития. Одна из таких новых тенденций – растущий спрос на более компактные и доступные автомобили. В то же время важным фактором остается дальнейшее сокращение расхода топлива и эмиссии CO2. Более того, сокращение запасов нефти, рост цен на топливо и политические решения заставляют участников рынка активизировать усилия по электрификации автомобиля. Наконец, по мере роста числа транспортных средств на дорогах всего мира все большее значение приобретает безопасность водителя и пассажиров.

Являясь ведущим поставщиком автомобильной техники в мире, группа Bosch готова ответить на любые вызовы. Несмотря на текущий спад на мировом рынке, компания продолжает работать на будущее, развивая инновационные технологии и выводя их на рынок в соответствии со своим корпоративным лозунгом – "Разработано для жизни".

Рецессия не могла не сказаться на финансовых показателях компании: ожидается, что в 2009 г. мировой объем продаж группы Bosch в целом сократится на 15%, до 38 млрд евро. Для направления автомобильных технологий спад к концу года достигнет 20%. Эта ситуация отражается и на результатах деятельности компании в Японии, где объем продаж автомобилей упал на 28% по отношению к прошлому году. К концу 2009 г. численность сотрудников группы Bosch во всем мире составит около 270 тыс. чел, из них 7500 чел. сегодня работают в Японии. В автомобильных подразделениях компании заняты 160 тыс. чел., из них 6 300 чел. – в Японии.

Б. Бор видит ясные признаки того, что после глубокого спада автомобильная индустрия вступает в период стабилизации. В последние несколько месяцев ситуация с заказами улучшается, что позволило Bosch запустить несколько крупных новых проектов, которые станут основой для роста компании в ближайшие годы. В то же время Б. Бор отметил: "Не исключено, что на докризисный уровень 2007 г. мы вернемся не ранее 2012 г.".

Даже в эти трудные времена Bosch сохраняет верность своей долгосрочной стратегии, основанной на предпринимательской независимости и финансовой стабильности. Именно это помогает Bosch сохранить конкурентоспособность в условиях  кризиса.

"Эти принципы также позволяют нам развивать инновационные технологии, благодаря которым автомобиль становится все безопаснее, удобнее, экологичнее и экономичнее", – подчеркнул Б. Бор. Несмотря на экономический спад, расходы сектора автомобильных технологий на НИОКР в 2009 г. остались на высоком уровне – около 3 млрд евро. Эти средства используются для финансирования долгосрочных проектов.

В частности, инженеры Bosch продолжают работать над совершенствованием двигателя внутреннего сгорания. В среднесрочной перспективе бензиновые и дизельные двигатели будут потреблять на 30% меньше топлива, чем в настоящее время. Благодаря доступности и экономичности дизеля его популярность быстро растет на развивающихся рынках Азии, в особенности в Индии.

"Одновременно мы наращиваем усилия в области гибридных приводов", – заявил Б. Бор. Эта технология лучше всего подходит для движения на короткие расстояния с частыми остановками – такие условия характерны, например, для японских городов. Первые гибридные системы Bosch поступят в серийное производство в 2010 г. и будут устанавливаться на Porsche Cayenne и Volkswagen Touareg. Недавно компания заключила соглашение с концерном Peugeot о стратегическом партнерстве в области разработки, выпуска и сбыта электрических двигателей и силовой электроники для дизельного гибридного двигателя, предназначенного для полноприводных автомобилей этой марки.

К концу 2009 г. в области гибридных и электрических приводов будут работать около 500 инженеров Bosch. Кроме того, совместное предприятие SB LiMotive, созданное концернами Bosch и Samsung SDI, занимается адаптацией литий-ионных аккумуляторных технологий для применения в автомобиле. В компании над созданием батарей для гибридных и электрических транспортных средств работают около 400 сотрудников.

SB LiMotive планирует начать серийное производство литий-ионных батарей в 2011 г. Такой аккумулятор будет устанавливаться на модель Megacity Vehicle компании BMW, ставшей первым клиентом совместного предприятия. "Сейчас мы ведем многообещающие переговоры с рядом других автопроизводителей",  – рассказал Б. Бор. Крупносерийный выпуск батарей позволит SB LiMotive не только удовлетворить растущий спрос на ближайшие годы, но и сэкономить на масштабах производства. "К концу 2012 г. мы планируем производить литий-ионные батареи в объемах, эквивалентных емкости 600 тыс. кВт-ч", – заявил представитель Bosch.

В условиях роста спроса на личные автомобили во всем мире все большее значение приобретает безопасность на дорогах. Эта проблема особенно актуальна в связи с расширением сегмента малолитражных моделей, которые все еще редко оборудуются современными системами безопасности. Bosch стремится внедрять в этом сегменте системы активной безопасности, которые должны компенсировать недостаточный уровень пассивной безопасности в малогабаритных автомобилях.

Если для в Северной Америке и в Европе уровень оснащенности новых автомобилей противозаносной системой ESP достигает 68% и 57% соответственно, то в Японии этот показатель составляет всего 34%. Согласно совместному исследованию, недавно проведенному японскими и немецкими экспертами, популяризация ESP благотворно скажется на дорожном движении в Японии: установка системы на все автомобили в стране позволила бы сократить число погибших на дорогах на 6% и число травмированных – на 13 тыс. чел. в год.

Благодаря реализации инициатив " Интеллектуальная транспортная система Японии" и "Автомобиль повышенной безопасности" уровень оснащенности ESP в Японии должен вырасти на 67% к 2014 г. Сегодня доля Bosch на рынке систем ESP и ABS в стране составляет 24%.

"Мы сотрудничаем с целым рядом японских автопроизводителей, постоянно расширяя предложение в области технологий безопасности", – отметил Б. Бор. В 2010 г. Bosch запускает совместный проект с немецким концерном Audi, направленный на серийное внедрение прогностической системы экстренного торможения PEBS. Эта функция анализирует сигналы радарных и видеодатчиков, и если водитель не реагирует на критическую ситуацию, срабатывает автоматическое экстренное торможение до полной остановки. Новая система способна предотвратить три четверти всех тыловых столкновений.

Bosch продолжает рассматривать японских автопроизводителей как важных партнеров по исследованиям и новым разработкам, связанным с безопасностью движения. Например, основные усилия Bosch в области ABS для мотоциклов сегодня сосредоточены именно в Японии. В связи с тем, что спрос на автомобили с ESP должен значительно вырасти в Японии и на мировом рынке в целом, компания инвестирует 7,8 млрд иен в расширение инженерных центров в гг. Йокохама и Меманбецу (о. Хоккайдо). Эти проекты не только превратят Японию в крупнейший центр разработки систем торможения Bosch за пределами Германии, но и позволят компании лучше обслуживать азиатские рынки – в соответствии со стратегией Bosch "в регионе – для региона".

Политика компании по созданию локальных и региональных научно-инженерных центров дает хорошие результаты: сегодня около 30% инженеров автомобильного сектора Bosch работают в Азии, в том числе около 1300 чел. – в Японии. Богатый опыт работы на местных рынках развивающихся и развитых стран превращает компанию в ценного партнера для японских автопроизводителей как в стране, так и за ее пределами.

Справка

Группа компаний Bosch является ведущим международным производителем автомобильного и промышленного оборудования, потребительских и бытовых изделий. Объем продаж корпорации, штат которой насчитывает около 283 тысяч сотрудников, составил в 2008 финансовом году около 45,1 млрд. евро. В состав группы Bosch входят Robert Bosch GmbH и более 300 дочерних компаний и филиалов в 60 странах мира. Основой для дальнейшего роста является международное развитие, производство и коммерческая сеть. Bosch ежегодно выделяет более трёх миллиардов евро на НИОКР и регистрирует более 3 000 патентов по всему миру. Компания была основана в 1886 году Робертом Бошем (1861–1942) в Штутгарте как "Мастерская точной механики и электротехники".

Особая учредительская структура Группы компаний Bosch гарантирует ее финансовую независимость и свободу предпринимательства. Она позволяет компании осуществлять необходимые инвестиции, обеспечивающие ее будущее, а также выполнять все социальные обязательства. 92% акций Robert Bosch GmbH принадлежат благотворительному фонду Robert Bosch Stiftung. Предпринимательская деятельность осуществляется компанией Robert Bosch Industrietreuhand KG.

Опубликовано 22.10.2009