Президент ОАО "Азовмаш" дал пресс-конференцию накануне Дня машиностроителя


Закономерно повышенным интересом отечественных СМИ была отмечена традиционная пресс-конференция Александра Савчука, которую Президент ОАО "Азовмаш", народный депутат Украины дал накануне Дня машиностроителя. Отрасль, переживающая очень сложный период не только в Украине, но и во всем мире, привлекает внимание и политиков, и экономистов, и журналистов.
 
Несмотря на повсеместное падение объемов производства, в большинстве случаев приведшее к остановке вагоностроительных предприятий СНГ, "Азовмаш" сумел выстоять. При этом благодаря эффективному менеджменту машиностроительный гигант Мариуполя стал единственным предприятием отрасли, продолжавшим в кризис осваивать новые перспективные рынки.

Говоря о положении на предприятии и отвечая на вопросы журналистов, Александр Савчук был предельно откровенен.

Свой профессиональный праздник лидер украинского машиностроения ОАО "Азовмаш" встречает в непростых условиях финансового и экономического кризиса, затронувшего и экономику Украины.

Из-за резкого падения производства, начиная с осени 2008 года, на всех вагоностроительных предприятиях Украины, России и СНГ объемы выпуска товарной продукции по итогам восьми месяцев нынешнего года снизились до 10-30 процентов от прошлогодних показателей. Но "Азовмашу" удалось сохранить ведущие позиции на рынке вагоностроения, металлургического и кранового оборудования, хотя объемы производства и сократились по итогам 8 месяцев на 50 процентов.

С начала 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,12 раза вырос выпуск нефтебензиновых цистерн. На уровне прошлого года сохранено производство всех видов цистерн - 2986.

Предприятие работает в условиях острого дефицита оборотных средств, существенного падения цен на продукцию, несвоевременной платы за изготовленную и отгруженную продукцию. Только благодаря эффективной маркетинговой политике, рациональному использованию финансовых ресурсов удается стабилизировать положение на предприятии, производить и отгружать продукцию, своевременно выплачивать заработную плату.

- Хотя объемы производства на "Азовмаше" снизились, завод продолжает работать, осваивать новые рынки, - отметил Президент ОАО "Азовмаш".

Проблемой для предприятия, как и для других экспортно ориентированных заводов Украины, остается невозврат НДС, высокие процентные ставки по кредитам. А также разрывы в платежных операциях. Деньги за поставленную "Азовмашем" продукцию доходят со значительными задержками, в то же время оплачивать сырье и энергию необходимо сейчас.

Как никогда, сегодня машиностроение нуждается в поддержке государства. Однако поддержка отрасли носит скорее декларативный характер. Достаточно отметить, что долг государства перед "Азовмашем" по НДС уже составляет около 50 млн. грн. К тому же есть основания для опасений, что в ближайшее время, если правительство не пересмотрит своего отношения к реальному сектору экономики, сумма задолженности предприятию по НДС возрастет в 1,5 раза, что станет критическим показателем для "Азовмаша".  

Александр Савчук отметил, что только консолидация усилий банков, государства, производителей позволит предприятиям нормально работать.

За последние годы "Азовмашем" взят твердый курс на форсированное развитие и совершенствование производственного процесса.

Благодаря вертикальной интеграции, приближению к созданию полного цикла выпуска грузовых вагонов на предприятии (от заготовок до готовых изделий) удалось снизить зависимость от ведущих производителей крупного вагонного литья. Освоение выпуска крытых вагонов, полувагонов, хопперов при сохранении производства цистерн позволяет предприятию за короткий срок перейти на выпуск востребованных рынком изделий.

- Надо пережить трудное время, - отметил Александр Савчук, - к весне будет оживляться рынок транспорта и транспортных перевозок.

"Азовмаш" активно действует на рынке  цистерн и вагонов Беларуси и Казахстана, участвует в тендере на поставку полувагонов для "Укрзалізниці" по программе ЕБРР.

Научно-технический и кадровый потенциал позволяет уже в этом году работать над программой создания новых платформ, вагонов и ведущих узлов ходовой части грузовых вагонов.

"Азовмаш" активно работает и на рынке  тяжелого машиностроения. Заключены контракты на поставку засыпных аппаратов для "Азовстали", идет изготовление конвертеров для Венгрии, Липецка (Россия). Несмотря на то, что кризис остановил техперевооружение российских и украинских металлургов, оживает рынок потребителей конвертерного и доменного оборудования в Китае, Индии, Алжире.

 - Уверен, что  скоро металлургия заработает, – заметил Александр Савчук. – И для нас это отрадный факт, потому что после возвращения к докризисным объемам производства у металлургов, через год воспрянет машиностроение, участвуя в реконструкции металлургического и кранового оборудования меткомбинатов, перевозке грузов.

 В начале 2009 года сдана в эксплуатацию машина непрерывного литья заготовок (МНЛЗ). Ранее - электропечь 60 тонн, печь-ковш, работающие в комплексе с МНЛЗ.

Значительные средства, вложенные в техперевооружение производства, создание нового электросталеплавильного производства, в ближайшее время позволят предприятию решить многие проблемы и окупить затраты. Уже сегодня запуск установки непрерывного литья заготовок и электропечи емкостью 60 тонн позволяет обеспечить до 10% бюджетных поступлений.

В этом году заканчивается строительство второй формовочной линии "Кюнкель Вагнер" для производства вагонного литья. На очереди – ввод новых мощностей металлообработки.

По словам Александра Савчука, несмотря на то, что масштабное техперевооружение, начатое незадолго до начала кризиса, и явилось существенной проблемой в период падения объемов производства, его никак нельзя отнести к просчетам. Примером может служить позиция очень серьезных игроков на мировом металлургическом рынке – китайских и индийских компаний. Они также вынуждены идти на сокращение мощностей, массовое сокращение штатов, но ни на миг не останавливают программы модернизации производства.

- Вывод напрашивается сам собой – необходимо заниматься перевооружением. Мир сегодня такой – опоздаешь сейчас, опоздаешь навсегда, - подчеркнул свое видение проблемы Александр Владимирович.

 Несмотря на кризис, на "Азовмаше" поддерживается социальная программа. Выплачивается ежеквартальная помощь одиннадцати тысячам азовмашевских ветеранов. С начала года на это выделено три миллиона гривен. За летний период на двух базах отдыха, в детском оздоровительном центре "Космос", профилактории отдохнули свыше 7 тысяч работников и членов их семей. Работает турбаза "Алания" в Карачаево-Черкессии (РФ).

Своеобразной инвестицией назвал социальную программу предприятия его руководитель.

- Мы все живем в этом городе, который силами его тружеников дает 9% ВВП Украины. И эти люди заслужили качественный отдых и оздоровление. Конечно, это затраты, но мы осознанно идем на эти расходы – ведь это тоже инвестиции.

Большую помощь оказывает предприятие городу. Силами "Азовмаша" к новому учебному году отремонтированы 4 школы и 11 детских дошкольных учреждений. На это предприятием затрачено более полумиллиона гривен. Продолжается строительство кафедрального собора. Шестикратный чемпион Украины БК "Азовмаш" готовится к новому спортивному сезону. Кроме Украинской Суперлиги, баскетболисты примут участие в кубке ВТБ и Еврокубке.

Президент ОАО "Азовмаш", народный депутат Украины Александр Владимирович Савчук оценивает положение предприятия как стабильное:
- Завод имеет перспективные заказы, как для вагоностроения, так и для тяжелого машиностроения. За счет мобильности производства, возможности оперативного перехода на востребованную потребителем продукцию "Азовмаш" может успешно решать поставленные задачи даже в условиях кризиса, сохраняя позиции на рынках машиностроения. Мы не сложили руки. Есть четкое понимание, что нужно делать, как выбраться из этой тяжелой ситуации. Моя задача как президента – обеспечить прохождение пути выхода из кризиса с минимальными потерями.

Опубликовано 23.09.2009