УК "Татнефть-МехСервис" внедряет программы бережливого производства

В эффективности системы бережливого производства в очередной раз убедились работники  Мехсервис-НПО, г.Альметьевск.

В подразделении УК "Татнефть-МехСервис" уже ведется работа по улучшению системы комплексного технического обслуживания станков-качалок. В ходе реализации получены отличные результаты: время создания ценности в работе бригады за смену возросло с 4 до 6,5 часов. "Знакомство с бережливым производством позволило увидеть сотни возможностей для улучшения, — говорит Рамиль Усманов, инженер  УК  "Татнефть-МехСервис", — мы воодушевлены успехами и планируем новые проекты. Мы находимся в начале длинного и интересного пути".

В январе 2009 года на базе подразделения, которое занимается монтажом и обслуживанием станков-качалок, выкачивающих из недр сырую нефть, специалистами "Центра Оргпром"  проведен очередной тренинг для руководителей среднего звена. В течение четырех дней команда мастеров знакомилась с основами бережливого производства, изучала философию системы, осваивала основные инструменты.

Антонина Соколова, тренер "Центра Оргпром": Чтобы работать эффективно,  надо прежде всего понять, а что же мешает нам быть эффективными? Какие установки тянут нас назад, не позволяя реализовать возможности улучшений? Над этим задумались руководители всерьез – провели анализ существующих стереотипов, определили "полезные" и "вредные". Подумали и предложили замену "вредным". Очень заинтересовал участников тренинга  вопрос:  что же является источником неэффективности? Изучив виды потерь в операционной деятельности, разобравшись с их источниками, руководители научились распознавать "врага" в лицо. Этому очень способствовал выезд команды "в поле". В ходе наблюдения "свежим взглядом" все не только увидели потери, но и выявили проблемы, приводящие к ним. А составленные в ходе работы диаграммы "спагетти" и загрузки персонала помогли понять резервы улучшений процесса".

Однако мало увидеть и понять, гораздо важнее реализовать. Поэтому мастера, организовав мини-команды, занялись практической отработкой усвоенного. Успешной работе помогли  изученные в ходе тренинга инструменты решения проблем. А чтобы распространить и сохранить полученный опыт, команды научились применять отчеты в формате А3, которые давно и эффективно применяют в Toyota.

"Зачем заниматься уменьшением потерь, решать проблемы? Руководители знают точно – чтобы достичь поставленных целей. Этому же были посвящены и дальнейшие занятия – изучение в теории и воплощение на практике базовых инструментов Лин, - рассказывает Антонина Соколова. - Чтобы уменьшить потери, повысить производительность выполнения работ, улучшить их безопасность, мастера вместе с рабочими занимались улучшением рабочих мест бригад – автомобилей УАЗ и АРОК (на основе Урала). Применив шаги системы 5С, удалось изрядно разгрузить автомобили, рациональнее разместить необходимые инструменты, запчасти и приспособления. Эта творческая деятельность так увлекла рабочих, что улучшения своих рабочих мест они продолжали и после возвращения мастеров в учебный класс для продолжения занятий".

"Быстрые ремонты" - еще одно серьезное "увлечение" команды. Этот инструмент, несмотря на кажущуюся простоту, позволяет существенно уменьшить время остановки станка- качалки при производстве монтажа и, соответственно, значительно уменьшить потери нефти. Подходы и методы "быстрых ремонтов" вдохновили мастеров на идеи по изменению порядка выполнения работ по обслуживанию и монтажу. Уже в ходе тренинга стало понятно, что время монтажа возможно уменьшить  по крайней мере на треть. А это даст возможность существенно повысить производительность работы бригад.

Четыре дня тренинга пролетели незаметно в изучении нового, практической работе, бурных обсуждениях идей и предложений, которых было высказано очень много. Мастера поняли и приняли идеи Лин. Настал черед увлечь и рабочих. Поэтому тренеры уделили особое внимание проблеме вовлечения сотрудников, организации малых групп, призванных решать существующие проблемы. Обсудили вопросы мотивации, преимущества системы подачи полезных предложений, которая позволит заинтересовать работников заниматься постоянными улучшениями. Команда познакомилась с системой перекрестного обучения, обеспечивающей более эффективное использование персонала.

К окончанию тренинга каждый из участников определил для себя с чего начать реализацию полученных знаний и наработок.

Виталий Гатауллин, заместитель директора по организационному развитию УК ООО "Татнефть-МехСервис", считает, что обучение Лин по полезности превосходит все предыдущие обучения. "Ваша задача – последовательно и методично применять полученные знания, делать все самим. Выработать стандартные шаги и следовать им, чтобы улучшения можно было делать быстро и эффективно".

Справка

"Центр Оргпром" (www.orgprom.ru)— ведущий российский провайдер услуг по освоению системы Лин (Бережливое производство, Кайдзен, Toyota Production System). Среди клиентов "Центра Оргпром" — Русал, КАМАЗ, ВСМПО-АВИСМА, АВТОВАЗ, РусГидро, Магнезит, Сибур-Русские шины, Philips и другие компании.

УК "Татнефть-МехСервис" оказывает спектр сервисных услуг для НГДУ "Татнефти" Компания производит обслуживание существующего насосного оборудования (около 10 тыс. скважин), регулярное техническое обслуживание и срочные ремонты.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 06.03.2009