Харьковский электротехнический завод "Укрэлектромаш" осваивает новый двигатель

ОАО "Харьковский электротехнический завод "Укрэлектромаш" (ХЭЛЗ), крупнейший в Украине производитель асинхронных электродвигателей, приступил к освоению принципиально нового двигателя, который собирается вывести на рынок в 2009 году. Речь идет о вентильно-индукционно-реактивном двигателе (ВИРД), который будет обладать уникальными техническими возможностями.

Научно-конструкторские работы на ХЭЛЗ основываются на "ноу-хау" предприятия – универсальной методике расчета технических параметров ВИРД при заданных потребительских параметрах.

На предприятии уже создан опытный образец, ведутся научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию модели ВИРД. По предварительным расчетам, новый двигатель будет потреблять на 30% меньше электроэнергии, чем применяющиеся сейчас в промышленности модели двигателей.

ВИРД представляет собой следующий шаг в техническом развитии электродвигателей: основанные на SR-технологии (switched reluctance technology), они более экономичны, просты и надежны, чем аналогичные им модели асинхронных и синхронных двигателей с частотными преобразователями. ВИРД характеризуются широким диапазоном частот вращения: от единиц до сотен тысяч оборотов в минуту. При этом, функция управления реализована непосредственно в электронном коммутаторе вентильного реактивного электродвигателя. Обладают высоким КПД (90% и более) во всем диапазоне скоростей.

ВИРД могут использоваться везде, где необходима регулировка частоты вращения двигателя: в системах вентилирования и кондиционирования, промышленных конвейерных линиях, насосах, шахтном проходческом оборудовании, в аэрокосмической отрасли, в бытовой технике (стиральных машинах, пылесосах, кухонных комбайнах), а также в качестве генераторов. ВИР-генераторы обладают повышенным КПД (более 83%), имеют втрое большую мощность при одних и тех же габаритах и многократно больший срок службы. Одним из перспективных направлений использования ВИР-генераторов является их применение в большегрузных автомобилях, тракторах, автобусах, железнодорожных вагонах и т. д.

В настоящее время ВИРД разрабатывается такими фирмами, как General Electric, Emotron, Electrolux, LG Electronics, Emerson SR Drive и применяется ими в собственной продукции. Однако общепромышленного применения эта технология еще не получила.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 05.12.2007