Минэнерго и подготовка кадров: как образование помогает экономить миллиарды рублей

Минэнерго Российской энергетике не хватает грамотных и профессиональных специалистов: об этом давно говорят эксперты как в области энергетики, так и в области профессионального образования.

Причем понятно, что одни компании с этой проблемой не справятся. Понимают это и в Минэнерго, где также занялись образовательной деятельностью. Учитывая, что в 1990‑е годы нарушились многие цепочки и не произошло передачи знаний от более опытных энергетиков к молодым специалистам, создание кадровой политики – важнейшая основа управления и повышения профессионализма персонала топливно-энергетического комплекса. Успешное решение проблемы кадрового обеспечения ТЭКа невозможно без формирования комплексной системы подготовки кадров, включающей в себя взаимодействие работодателей всех уровней с системой профессионального образования, развитие внутрифирменной корпоративной подготовки и переподготовки кадров, максимального привлечения федеральных и негосударственных учреждений профессионального образования.

Необходима также государственная поддержка вузов, ориентированных на профильные программы для ТЭКа и на курсы повышения квалификации. Особенно важно, как отмечают специалисты в области профильного образования, что при формировании комплексной системы подготовки кадров необходимо сочетать учебный процесс с производственной практикой. В противном случае при приходе на работу молодой специалист в течение долгого времени будет не работать, а фактически заново учиться уже непосредственно на рабочем месте. Кроме того, при подготовке специалистов необходимо уделять внимание и такому аспекту, как обучение энергосбережению и энергоэффективности.

Как говорит заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын (на фото), с 2009 года проводится работа по повышению энергоэффективности экономики, целью которой является снижение энергоемкости на 40 процентов и внедрение наилучших доступных технологий в этой области по всем отраслям.

"Что такое энергосбережение и повышение энергоэффективности? Это, во‑первых, рациональное использование доставшихся нам от природы богатств: газа, угля, нефти. Если благодаря современным технологиям мы можем из одного и того же объема, например газа, вырабатывать на 30 процентов больше электрической энергии, чем раньше, то почему мы должны отказываться от внедрения этих технологий? Во-вторых, считаю, что те, кто думает, что не надо заниматься энергосбережением, так как нефти и газа много, безразлично относятся к своим детям, так как энергосбережение – это вклад в будущее детей и забота о той экологической среде, в которой они будут жить. В-третьих, повышение энергоэффективности – это снижение себестоимости продукции по всем отраслям, особенно эффект заметен в металлургии, химической промышленности, где цена электроэнергии является существенной составляющей производимой продукции".

В 2014 году в регионах России реализуется программа повышения квалификации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности для госслужащих и сотрудников бюджетных организаций. Общее количество слушателей около 30 тысяч человек.

По словам господина Инюцына, реализуя программу обучения госслужащих в области энергосбережения, Министерство энергетики совместно с Министерством образования занимаются в первую очередь пропагандой этой темы среди людей, от которых зависит скорость изменений в этом вопросе. "В программе обучения мы разъясняем актуальность для страны, для каждого региона, какой эффект это даст через год, через пять, через двадцать лет. Рассказываем о приоритетах госполитики в области энергосбережения, о том, что делают другие страны, показываем лучшие примеры проектов в разных отраслях, которые уже сделаны", – отметил замминистра.

"Для достижения поставленных президентом России и правительством РФ задач по снижению энергоемкости ВВП в крайне сжатые сроки Россия вынуждена сейчас проходить те этапы, на которые другие страны потратили годы и даже десятилетия. Реализуемая Минэнерго России программа обучения ответственных за энергосбережение специалистов позволяет в самые короткие сроки не только донести в 85 регионов, более 20 тысяч муниципальных образований сведения об актуальных и планируемых изменениях в госполитике, но и обеспечить поддержку практическим мероприятиям: привести в соответствие с новыми приоритетами региональные программы по энергосбережению, разработать новые нормативные акты, начать по‑новому работать с подведомственными учреждениями или инвесторами. "Экономия ресурсов – 1 миллиона тонн условного топлива – это в денежном выражении порядка 5 миллиардов рублей для российской экономики", – подчеркнул господин Инюцын.

Для реализации образовательного проекта Минэнерго задействовало лучшие региональные площадки, имеющие опыт работы в энергосбережении и энергоэффективности. Образовательные программы ориентированы на главный аспект – практический. Получение диплома об обучении невозможно без подтверждения того, какой проект был реализован в области энергосбережения или популяризации этой темы в подведомственной слушателю сфере.

В настоящее время Министерство энергетики РФ ведет активную работу в области энергосбережения и повышения энергоэффективности со многими ведомствами. Совместно с Минстроем России и Фондом содействия реформированию ЖКХ Минэнерго России разрабатывает требования к капремонту в бюджетной сфере и жилищном хозяйстве. С Минпромторгом России активизирует работу по стимулированию внедрения наилучших доступных технологий энергосбережения. С Министерством экономики и развития Минэнерго включает индикаторы энергоэффективности в отраслевые госпрограммы. Наиболее сильными регионами с точки зрения эффективности внедрения новых технологий в сфере энергосбережения являются город Москва и Республика Татарстан.

В 2015 году Минэнерго России планирует дополнительно повысить качество образовательной программы как за счет использования современных образовательных технологий, так и за счет повышения уровня ее специализации и возможности разработки курсов с учетом индивидуальных потребностей слушателей.

Особенно важно, что положительно оценивают реализацию образовательной программы Мин­энерго России не только сами энергетики, но и специалисты в области образования. Так, научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Исаак Фрумин по поводу образовательной программы Минэнерго отмечает, что наличие образовательных программ для тех областей, где происходят или запланированы существенные изменения в государственной политике, может стать одной из точек роста системы непрерывного образования в России.

Как признают сами энергетики, много проблем в области профильного образования еще предстоит решить, однако тот факт, что Минэнерго серьезно озаботилось данной проблемой, не может не радовать.
Отрасли
Опубликовано 19.11.2014