ОАО "Иркутскэнерго" развивает сотрудничество с образовательными учреждениями региона

Иркутскэнерго Профессионала в сфере энергетики подготовить непросто, в голос утверждают опытные работники отрасли. Часто даже университетский диплом не гарантирует, что молодой специалист, вчерашний выпускник, готов к работе и чётко понимает специфику своей профессии. Для того чтобы новое поколение энергетиков соответствовало уровню требований и как можно быстрее вливалось в рабочий процесс, сегодня в ОАО "Иркутскэнерго" развёрнута целая учебная программа. Действует она уже несколько лет и охватывает среднее ­специальное и высшее образование. О том, на что сейчас ориентирован учебный процесс в колледжах и университетах, сотрудничающих с "Иркутскэнерго" в сфере подготовки молодых энергетиков, "Сибирскому энергетику" рассказала директор учебного центра ОАО "Иркутскэнерго" и руководитель корпоративного университета группы компаний "ЕвроСибЭнерго" Марина Соболева.

Марина Соболева Как рассказывает Марина Соболева, в недалёком прошлом адаптационный период молодого специалиста, пришедшего на работу в филиалы "Иркутскэнерго", составлял около пяти лет. "Это очень много в условиях функционирующего предприятия, – отмечает она. – Поэтому наша основная задача сегодня – не только привлечь молодёжь в энергетику, но и максимально сократить адаптацию на производстве, подготовив новых сотрудников к работе так, чтобы они были в состоянии выполнять конкретные задания, необходимые специалистам их профиля".

Для этого в "Иркутскэнерго" налажено взаимодействие с учебными заведениями Иркутска и Братска, где готовят специалистов в области энергетики. Сегодня особое внимание в компании уделяют среднему ­специальному образованию – сказывается нехватка "рабочих рук" на производстве. Так, на базе корпоративных научно-исследовательских центров и Иркутского энергетического колледжа, сотрудничающих с областным энергогигантом, развёрнута программа, рассчитанная на пять лет.

– Она состоит из двух частей, – объясняет Марина Соболева. – Первая ориентирована на профориентационную работу: необходимо привлечь выпускников школ к выбору специальности в сфере энергетики. Вторая касается обеспечения образовательного процесса и изменения учебных программ таким образом, чтобы они были ориентированы под работодателя. Это выражается в том, что от обучения, основанного на теории, мы переходим к обучению на практике. Так или иначе, получить теоретические знания можно, проштудировав лекции. Но, к сожалению, это не сказывается на подготовке к реальной работе. Незнание требований и отсутствие элементарных навыков производства увеличивают адаптационный период молодого специалиста – вчерашнего выпускника на первом рабочем месте.

Сегодня суть учебных программ направлена на то, чтобы как можно лучше и быстрее подготовить молодёжь к рабочему процессу. Для этого, объясняют специалисты, нужны полигоны на предприятиях, где студенты могли бы наглядно понять специфику своей работы; нужно хорошее оборудование и средства на его содержание. Иркутский энергоколледж уже переходит к созданию таких условий: закупается лабораторное оборудование, проводится ремонт в учебном здании и в общежитии. Средства на эти цели заложены в бюджете компании.

Перемены касаются не только внешних изменений или упора на практику, но и всего учебного плана:

– Процесс передачи теоретических знаний тоже претерпевает изменения, – говорит Марина Соболева. – Наши мастера­-производственники – это высокопрофессиональные специалисты, которые согласились вести обучение студентов. Они переводят часть теоретической программы в практические работы, приближая её к специфике оборудования на станциях и в сетях. На занятиях они рассказывают, с чем будущим энергетикам предстоит работать и придётся столкнуться. Также вводятся дисциплины, по которым необходимо сдать аттестационные экзамены. Это тоже направлено на сокращение адаптации на месте – таким образом, ещё обучаясь в колледже или университете, студенты сдают экзамены, получая допуски, которые в иных условиях могли бы получить, только устроившись на работу. Это касается, например, пром­безопасности и охраны труда.

В целом если ещё десять лет назад идти учиться в колледж считалось непрестижным, то сегодня ситуацию стараются переломить. В этом смысле молодым людям важно понимать, что колледж не является синонимом ПТУ, там есть возможность получить среднее ­специальное образование и продолжить обучение в университете. К тому же нынче учебная программа предполагает не только развитие рабочих навыков, но и серьёзную инженерную подготовку, ведь "энергетика не стоит на месте и сегодня производится много поставок сложного современного оборудования, для работы с которым нужны только высококлассные специалисты".

Пока о результатах работы в колледже говорить рано – программа начала действовать лишь в прошлом году. Уйдут выпускники сразу на работу в филиалы "Иркутскэнерго" или выберут университетское образование, пока предсказывать никто не берётся. Такое развитие событий исключить нельзя, говорит Марина Соболева.

– Мы не склонны воспринимать это как проблему, – подчёркивает она, – поскольку уже несколько лет на базе университетов – НИ ИрГТУи БрГУ – у нас работают свои центры подготовки – КУИЦ. В любом случае мы будем отслеживать развитие карьеры своих выпускников. Хотя работать на современном сложном оборудовании лучше всего имея диплом университета.

При этом такой подход не указывает на приоритет высшего образования над средним ­специальным или лучшие стартовые позиции между выпускниками вуза и колледжа. Всё зависит от целей. Получая диплом колледжа, можно лучше стартовать в университете. Выпускник профессионального заведения более подготовлен к получению высшего образования, чем вчерашний школьник – больше понимает и больше знает. В целом учебные программы колледжа и КУИЦ идут параллельно.

Сотрудничество с НИ ИрГТУ для ОАО "Иркутскэнерго" началось уже довольно давно – КУИЦ на базе университета функционирует с 2008 года, а с БрГУ мы работаем уже больше трёх лет. Есть и первые итоги такого сотрудничества: более 150 человек, прошедших через КУИЦ, сегодня заняты на предприятиях компании.

Подготовка в корпоративных центрах за прошедшее время тоже претерпела немало изменений, отмечает Соболева:

– На самом деле программа КУИЦ очень живая и корректируется ежегодно в зависимости от задач. В самом начале упор был сделан на привлечение студентов, а также распространение среди них знаний, касающихся производства. Если первые выпуски показали, что студентам не хватало этих самых дополнительных знаний, необходимых для успешной работы, то сегодня становится очевидной нехватка практических навыков. Поэтому мы стараемся изменить работу в этой части, в том числе прописать программы производственных практик, которые длятся на протяжении двух месяцев. Кроме того, программа меняется и в зависимости от тех целей и задач, которые стоят перед компанией-­работодателем. Так, магистратура позволяет растить научный потенциал: у нас уже есть опыт работы со студентами-­аспирантами. Если такое задание будет озвучено основным заказчиком – генеральным директором и главным инженером, то мы можем продолжить обучение студентов и в магистратуре, и в аспирантуре с научной разработкой актуальных тем.

Перемены в сфере образования также учитываются при составлении учебного плана. Но чем обернутся для энергетики переход от специалитета к бакалавриату и появление магистрантов, пока неясно.

– Конечно, сокращение учебного процесса на год имеет свои последствия – представьте, учебный план пяти лет теперь должен уместиться в четыре года. Временные рамки уменьшились, а объём остался прежним, – объясняет директор учебного центра ОАО "Иркутскэнерго". – Сложнее, конечно, стало студентам, которые должны усвоить материал в более сжатые сроки. Прибавьте к этому дополнительную программу КУИЦ – ещё 100 учебных часов за два года, а также производственную практику. Как всё это отразится на самой подготовке молодёжи, сказать пока сложно – прежде мы выпускали только специалистов. Выпустятся бакалавры – посмотрим. Во всяком случае, мы прилагаем все усилия для того, чтобы к нам на работу приходили грамотные молодые специалисты, обладающие необходимым набором знаний, навыков и умений.

При этом, с горечью отмечают специалисты, сегодня энергетика, как и все остальные профессиональные отрасли, пожинает результат демографического спада середины 90-­х. И борьба за молодые кадры только растёт. Возможность выбора и не всегда объективный взгляд на реальность часто становятся причиной ухода вчерашних выпускников из профессии.

– Выбирая специальности в сфере энергетики, в целом молодые люди ждут больших зарплат, расширенных льгот и социальных гарантий, – говорит Марина Соболева. – У выпускников университетов запросы ещё выше: они склонны считать, что сразу попадут на руководящие посты – работать руками они не планируют. Лишь попав на работу, ребята понимают, что уровень ответственности очень высок. Более того, учиться в энергетике придётся всю профессиональную жизнь: нужно будет подтверждать свой уровень, сдавать экзамены, проходить курсы повышения квалификации. Кроме того, нужно держать себя в форме, быть в состоянии оперативно реагировать на возникающие проблемы. И это многих пугает. Чтобы выбор потенциального энергетика не оказался ошибочным, мы развиваем ещё одно направление – проф­ориентационное. Оно включает в себя работу со школами, абитуриентами университетов и колледжей. Им рассказывают о профессии без прикрас, о жизни компании, а также обрисовывают перспективы трудоустройства.

– Как на такие сложные вещи реагируют школьники? – интересуется корреспондент "СЭ".

– Наши дети на самом деле мудрее нас и во многом разбираются. Если грамотно с ними выстроить диалог, то, думаю, у нас получится привлечь в университет нужных людей – именно тех, кто заинтересован в своём стабильном развитии, – заключает Марина Соболева.
Источник информации
Отрасли
Опубликовано 28.10.2014