Как заполнить абитуриентами учреждения среднего профобразования?

Сегодня, когда на Южном Урале активно развиваются отрасли строительства, дорог, жилья, металлургии и машиностроении, спрос на высококвалифицированных рабочих значительно возрастает. Однако потребность работодателей обратно пропорциональна желаниям абитуриентов: 60 % выпускников по-прежнему намерены поступать в вузы и только 40 % нацелены на среднее профобразование.

Почему рабочие специальности нынче не в моде, насколько правильно организована профориентация учеников средних классов и выстроена ли в Челябинской области система "выпукник—вуз/ссуз —работодатель", — обсудили представители министерства образования региона совместно с директорами компаний в пресс-центре издательского дома "Гранада Пресс". Советы экспертов помогут нынешним абитуриентам определиться с выбором будущей профессии.

Повседневная пропаганда

Елена Зайко Елена Зайко, начальник управления профессионального образования министерства образования и науки Челябинской области:

— При подготовке концепции профориентационной работы в Челябинской области специалистами министерства был проведен ряд опросов среди учащихся общеобразовательных учреждений. На вопрос, считаете ли вы профессию рабочего престижной, — 80 % выпускников отвечают "да". А вот получить такую специальность хотели бы всего лишь 17 % опрошенных учащихся. Выпускники школ в большинстве своем нацелены на поступление в вуз. И в этом не было бы ничего плохого, если бы мы не видели потребностей работодателей в рабочих кадрах. Но, к сожалению, наиболее востребованные на рынке труда профессии в сфере машиностроения, металлообработки, автомеханики, дорожного строительства непопулярны в кругу выпускников и их родителей. И эта тенденция складывается по всей России.

Дело в том, что у ребенка только в два периода формируется привязанность к техническому образованию. Если он в пять лет не поиграл в кубики и Лего, если он в 12 лет не пошел в кружок технического творчества, то в 14—17 лет проводить в школе профориентацию уже поздно. Ребенок сформировал свое мировоззрение. Гуманитарный или технический профиль на самом деле закладывается не в учебном заведении, а в раннем возрасте и в семье. Сейчас в школах учатся дети поколения родителей, которые пережили колоссальный кризис: когда не было работы, шли сокращения на заводах и выживали преимущественно люди гуманитарных профессий. Поэтому они рекомендуют своим детям те специальности, которые им позволяли быть на плаву в сложных для региона условиях, не понимая, что ситуация в экономике стабилизировалась, а на рынке требуются кадры абсолютно другой направленности. Мы должны ломать стереотипы о рабочих и технических специальностях не только в головах у детей, но и в головах родителей. И мы это делаем. В школах, на телевидении, в газетах ведется повседневная агитация и пропаганда. В целях повышения престижа рабочих профессий мы проводим конкурсы профмастерства, тот же окружной проект "Славим человека труда". Также студенты ссузов участвуют в международных чемпионатах типа WorldSkills.

Значительно сокращены контрольные цифры приема по гуманитарному профилю, увеличены по техническому. В области стал развиваться промышленный туризм. Пока не теми темпами, какими бы нам хотелось. Но, тем не менее, все чаще школьников возят на модернизированные производства, чтобы они наглядно убедились, что грязный и тяжелый труд рабочих остался в прошлом. На смену пришло высокотехнологичное оборудование.

Все это приносит ощутимый положительный результат. Например, в ссузах наконец то появился конкурс на направления "машиностроение" и "металлообработка", в то время, как раньше на эти специальности мог поступить всякий, кто подаст документы. Настолько было мало желающих. Увеличению числа абитуриентов в ссузах также поспособствовал новый закон "Об образовании". Уже второй год подряд документы в ссуз принимаются без вступительных испытаний, по заявительному характеру. Если заявлений слишком много — идет отбор по аттестатам.

Вместе с пропагандой рабочих специальностях идет модернизация и самого среднего профессионального образования, повышается его качество. Мы создаем крупные многопрофильные учреждения СПО, где концентрируем оборудование, лучших специалистов и даем возможность ребенку получать не одну профессию, а сразу несколько. Это позволяет выпускнику ссуза всегда оставаться конкурентоспособным на постоянно меняющемся рынке труда.

Работодатели также стали идти охотнее на контакт с профессиональными учебными заведениями. Количество договоров постоянно растет, в том числе трехсторонних — между правительством, образовательным учреждением и крупным предприятием. Проблема остается лишь в том, что работодатель порой сам не знает, сколько и каких специалистов через пять лет ему потребуется. В этом случае мы ведем подготовку по тем дисциплинам, которые прописаны в стандарте. Но у работодателя есть право в любой момент прийти в образовательное учреждение и сказать: мне нужно столько то выпускников, по таким то специальностям и чтобы они обладали определенным набором компетенций. У учебных заведений есть право академической свободы: они могут подстроиться под потребности работодателя и внести коррективы в программу, открыть новые направления подготовки кадров. Достаточно сесть за стол переговоров.

Образованию нужна госполитика

Анатолий Бороненко Анатолий Бороненко, директор школы № 1 Копейска, доктор педагогических наук, профессор:

— Нынешний президент очень правильно сделал, что восстановил звание Героя Труда, но слишком поздно. Молодежь рассуждает так: работая, как совки, много не заработаешь. Нужно идти в ту сферу, где можно сделать кучу денег: быть предпринимателями или бизнесменами. В крайнем случае, юристами и экономистами. И самое страшное, что родители придерживаются такой же точки зрения. Упаси бог, чтобы их ребенок поработал летом на сельхозучастке или помог школе подготовиться к учебного году. Полностью пропало уважение к производительному труду. В Екатеринбурге просьба учителя стереть мел с доски вообще рассматривается как эксплуатация.

Я считаю, надо вернуть то, что было в советской школе, — это политехнизация обучения. Учителя, вооружая ребят основами наук, показывали, где и как они могут быть реально применены на практике, на каком производстве, в то же время знакомили с профессиями, которые нужны городу.

Кроме того, чтобы решить проблему кадров, необходима четкая государственная политика в области образования. Опять же, если обратиться к истории, то в годы предвоенных пятилеток было все четко ранжировано. Была создана стройная система профессионального образования — ремесленные училища, системы трудовых резервов. И ни о каком дефиците рабочих специальностях речи не шло. Мы все это растеряли, ориентируясь на Запад. Но ведь на Западе то при этом выстроена четкая система подготовки рабочих кадров. Мы зациклились на западном профильном обучении в старшей школе, когда учащемуся предлагают освоить определенный набор компетенций, которые ему необходимы для жизни. Когда, например, определенные знания в области физики для гуманитарного профиля даются в объеме потребителя. При этом мы забыли слова основоположника научной педагогики в России Константина Ушинского, что общее образование, прежде всего, должно быть универсальным. А компетентностная парадигма, которая сегодня пропагандируется, имеет ген утилитарности: тебе надо знать то, что положено, и больше ничего знать не надо. Мы тем самым лишаем человека возможности разностороннего образования и творческого мышления. В то время как творчество — это способность применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.
Источник информации
Опубликовано 29.04.2014