Кадровый голод в оборонно-промышленном комплексе сохраняется

Вопросы совершенствования системы профессионального образования работников организаций ОПК продолжают оставаться в центре внимания всех, кто так или иначе связан с "оборонкой". Определенные сдвиги в решении ряда проблем уже есть, но детальная "дорожная карта" привлечения профессионалов в отрасль продолжает составляться. Предлагаем вниманию читателей подборку мнений и суждений по данному вопросу, прозвучавших на одном из совещаний Военно-промышленной комиссии.

Будут люди – появятся станки

Сегодня кадровая проблема в "оборонке" – одна из самых главных. И это для нас важнее количества станков и нового оборудования. Будут люди – появятся и станки, и новые идеи.

Основные причины размывания кадрового потенциала – старение и выбывание квалифицированных специалистов, разрыв между поколениями высококвалифицированных рабочих, инженеров, технологов и конструкторов, а также неконкурентоспособная заработная плата и отсутствие перспектив в решении жилищного вопроса. Имеются и пробелы в системе подготовки кадров общеобразовательных учреждений. Все эти вопросы стоят на особом контроле в ВПК при правительстве Российской Федерации.

Стоит отметить, что в последнее время утечка кадров из отрасли практически прекратилась. Сейчас почти 1/3 работников "оборонки" не старше 35 лет. Но говорить о значительном прогрессе еще рано. Без достойной зарплаты, решения социальных вопросов перспективные молодые кадры в отрасль не придут.

В ОПК есть примеры реализации первых серьезных программ строительства жилья, что было бы невозможно без участия в этом региональных властей. Работа по обеспечению жильем работников "оборонки" проводится с использованием механизмов, предусмотренных федеральным законом № 161 "О содействии жилищному строительству". Механизмы эти предполагают создание жилищно-строительных кооперативов с государственной поддержкой участвующих в них работников ОПК, приобретение ими жилья экономического класса по фиксированной цене (так называемый голландский аукцион).

Перспективным представляется развитие института арендного жилья как одного из основных инструментов по созданию социально ориентированной модели обеспечения жильем граждан с доходом среднего и нижесреднего уровня. Ключевым фактором реализации проектов жилищного строительства является доступность кредитования, в том числе создание специальных ипотечных продуктов для определенных категорий работников.

Президент Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что именно кадровый вопрос является ключевым в деле возрождения российской оборонной промышленности. То есть мы должны работать над созданием для нее нового человеческого потенциала.

Минпромторг должен стать "ловцом душ". Для этого ему нужна не программа бюджетного финансирования, а конкретная работа с молодежью. Причем даже не с вузами, а со школой. Надо подумать о том, как в умах и душах мальчишек, девчонок создать романтику российской "оборонки", в которую должны идти самые умные, самые достойные.

Дмитрий Рогозин,
заместитель председателя правительства РФ


Что даст новый закон


Новый федеральный закон Российской Федерации, который вступает в силу с 1 сентября 2013 года, предусматривает ряд новых положений, существенно повышающих эффективность работы по подготовке кадров для сферы ОПК.

Во-первых, он допускает создание базовых кафедр и иных структурных подразделений вузов непосредственно на предприятиях.

Во-вторых, легитимизирует новые сетевые формы для реализации образовательных программ, которые обеспечивают возможность освоения их обучающимися с использованием ресурсов образовательных организаций промышленных предприятий, инжиниринговых центров и т. д.

В-третьих, предполагает меры по закреплению специалистов через механизмы целевой контрактной подготовки, предусматривающие ответственность за неисполнение этих обязательств (в рамках целевых договоров) также со стороны выпускника. Имеется в виду возмещение затрат, связанных с предоставлением места и социальной поддержки в полном объеме в двукратном размере к указанным затратам.

В 2013 году при конкурсном распределении мест приема для обучения в вузах мы отдали приоритет инженерным технологическим направлениям подготовки. Их общий объем был увеличен на 5,5 процента, притом что число выпускников 11-х классов в этом году по сравнению с прошлым сократилось.

По фондоемким инженерным направлениям обучения Министерством образования и науки установлен повышенный норматив финансирования обучения студентов. Уже действует один механизм подготовки кадров для ОПК. Это президентская программа повышения квалификации на 2012–2014 годы. В целом в рамках этой программы предусмотрено повышение квалификации 14 тысяч специалистов инженерно-технического профиля. На эти цели сейчас направляются средства федерального бюджета.

В 2012 году уже повысили квалификацию более 5200 слушателей. На стажировки в исследовательские инжиниринговые центры России направлены более 1200 человек. На стажировку за рубеж – более 500 практикантов.

В 2013 году победителями конкурсного отбора на местах признана 261 программа повышения квалификации. Она включает подготовку по тем направлениям, которые связаны с поддержкой оборонных отраслей. В рамках приоритетного развития перспективных ВВСТ победителями нашего конкурса стали 39 программ повышения квалификации с общей численностью около 900 слушателей. В рамках приоритетного управления и развития ядерных технологий – шесть программ с общей численностью 150 слушателей, по развитию транспортных и космических систем – 36 программ (700 человек).

Выполняя перечень поручений по итогам заседания ВПК от 19 декабря 2012 года, мы разработали и подготовили проект "Программы подготовки квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в 2014–2020 годах". В этом активное участие принимали следующие аффилированные структуры ОПК: Объединенная авиастроительная корпорация, ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", Росатом, Федеральное космическое агентство, Ростехнологии, ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", объединенная промышленная корпорация "Оборонпром", ОАО "Вертолеты России", а также ведущие технические вузы страны. Цель программы – повышение качества кадрового потенциала оборонных предприятий, имеющих стратегическое значение для экономического развития России.

Программа состоит из трех основных пунктов:

- подготовка кадров для организаций ОПК,

- переподготовка управленческих кадров для ОПК,

- профессиональная ориентация школьников и молодежи по направлениям ОПК.

Для повышения качества образования по приоритетным направлениям предполагаются отбор и реализация образовательных программ среднего профобразования, практически ориентированного бакалавриата, специалитета и магистратуры в части профессиональных циклов обучения. Это позволит уже через два года получить практически значимые для сферы ОПК результаты – первых выпускников. Причем сами образовательные программы необходимо существенно актуализировать, изменить в соответствии с текущими перспективами, потребностями от предприятий. К участию в конкурсе следует принимать заявки только тех вузов, в которых уже имеются договоры с организациями и интегрированными структурами ОПК, гарантирующими получение софинансирования и участие в реализации учебного процесса со стороны предприятий ОПК.

Программы среднего профобразования для учреждений регионального подчинения будут отбираться в рамках конкурсной региональной программы. Они предполагают:

1. Привлечение высококвалифицированных сотрудников организаций и предприятий ОПК для преподавания и руководства студентами в рамках программы.

2. Создание кафедры структурных подразделений образовательных организаций, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся на базе предприятий ОПК.

3. Заключение со студентами договоров о целевом обучении, которые предполагают социальную поддержку во время учебы и трудоустройство.

4. Модульный (сетевой) формат обучения, предусматривающий возможность выбора студентом индивидуальных образовательных траекторий.

5. Применение новых образовательных технологий послепроектного обучения.

6. Проведение оценки профессиональных компетенций студентов в ходе и по итогам реализации образовательных программ.

7. Прохождение практик и стажировок студентов в организациях, аффилированных с ОПК.

В рамках программы за семь лет планируется подготовить не менее 30 000 квалифицированных сотрудников высшего профессионального образования, не менее 5000 сотрудников по программам среднего образования, провести переподготовку не менее тысячи руководителей ОПК и профильные аттестационные мероприятия с участием не менее 50 тысяч школьников.

Финансирование программы в 2014–2020 годах будет осуществляться за счет федерального бюджета. А софинансирование – за счет средств организаций и предприятий ОПК. В целом суммарный объем вложений составит около 30 миллиардов рублей. Надо сделать все для того, чтобы уже с 1 января 2014 года программа могла стартовать.

Дмитрий Ливанов,
министр образования и науки РФ


Клубок нерешенных проблем

Мы сформировали и направили в Минтруда России перечень профессий, наиболее востребованных на предприятиях ОПК, и перечень планируемых к разработке профессиональных стандартов. В последний вошли 102 профессии: семь – руководителей различного уровня, 44 – инженерного профиля, 51 – рабочие специальности.

Созданы предложения по разработанному Минобрнауки проекту программы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для ОПК на 2014–2020 годы, а также рекомендации по организации целевого призыва выпускников в воинские части, которые эксплуатируют соответствующие образцы ВВСТ, и их возвращению после службы в ОПК. Разработаны механизмы мотивации и привлечения ведущих специалистов ОПК к преподавательской деятельности. Совместно с Минобрнауки прорабатываются предложения и условия для формирования заданий госплана на очередной период.

На наш взгляд, целесообразно систематизировать классификаторы профессий и образовательных специальностей, сформировать задания госплана на пятилетний период на основе запросов организаций ОПК. Особенно с учетом того, что сегодня созданы все инструменты для программно-целевого планирования и развития на уровне предприятий ОПК. Например, Минобрнауки крайне важно в программе подготовки и переподготовки квалифицированных кадров изыскать средства для подготовки среднетехнического персонала.

Вместе с тем остается ряд нерешенных проблем.

По нашему мнению, необходимо вернуться к вопросу о придании программе статуса отдельной подпрограммы Госпрограммы развития образования. В настоящее время это пока составная часть отдельных мероприятий, в ней нет самостоятельного блока. В этой связи очень сложно выстраивать индикативный ряд как по объединению и характеру ее выполнения, так и в целом на пятилетний период.

Что касается дальнейшего развития системы дополнительного профессионального образования, то надо доработать вопрос и сформулировать предложения о расширении целевых групп и спектра услуг по повышению квалификации специалистов, подготовке квалифицированных кадров в рамках программы.

Обеспокоенность со стороны Минпромторга вызывают и заявленные объемы софинансирования мероприятий президентской программы средствами предприятий. В настоящее время эта пропорция составляет 50х50. Но учитывая те задачи, которые решают организации ОПК в рамках своей (в том числе хозяйственной) деятельности, эта программа в ближайшие два-три года, думается, малореалистична. Мы предлагаем поручить заинтересованным ведомствам:

1. Конкретизировать мероприятия по совершенствованию системы подготовки кадров для ОПК и составить самостоятельные программы (в рамках госпрограммы).

2. Подготовить предложения о включении мероприятий по повышению квалификации специалистов ОПК со средним профобразованием также в состав президентской программы.

3. Проработать вопрос о переаттестации некоторых профильных вузов, в частности по показателю привлечения к преподавательской деятельности высококвалифицированных специалистов ОПК, определения соответствия между категориями профессорско-преподавательского состава и работников организации ОПК.

Игорь Караваев,
заместитель министра промышленности и торговли РФ


Уходит каждый пятый профи


За последнее время нам удалось увеличить приток молодых специалистов в организации ракетно-космической промышленности. Это позволило снизить средний возраст работников предприятий Роскосмоса до 43 лет. А у руководящего состава впервые эта цифра опустилась ниже 50 лет. Увеличилась и доля молодых специалистов: каждый пятый – до 30 лет.

Вместе с тем пока еще немало специалистов пенсионного возраста – каждый четвертый. В таких условиях целевая программа по подготовке профессиональных кадров для нашего ведомства – крайне важная вещь. Мы заключили договоры с 33 высшими профессиональными учебными заведениями о подготовке специалистов по госзаказу. И положительные сдвиги налицо.

В течение года создан консорциум вузов, который занимается программами для ракетно-космической промышленности. В него вошли представители Роскосмоса, Минобрнауки, РАН, а также 17 руководителей наших крупнейших организаций, представители ведущих вузов России, готовящих специалистов для нас.

Однако есть и проблемы. Одна из них связана с госзаказом на специальности. Министерство образования и науки на 20 процентов снизило нам объем квот для получения высшего образования. По среднему техническому образованию нам лимиты вообще не пришли.

Помимо среднеспециального образования есть еще ПТУ, которые в последнее время оказались подчинены местным властям. Для ОПК готовить специалистов все же надо централизованно, по крайней мере для ракетно-космической промышленности. Необходимо создавать центры, которые будут выпускать спецов не только с высшим, но и со среднетехническим образованием, квалифицированных рабочих. Речь идет о многоступенчатой системе.

Проблему текучки кадров (по специалистам с высшим образованием) мы, можно сказать, решили. Сегодня она составляет менее 10 процентов. А вот в среднем звене, как и по рабочим профессиям, она остается на уровне 20 процентов, то есть уходит каждый пятый профи.

Связано это и с тем, что юноши, получив образование и опыт работы, призываются в армию, но после службы к нам уже не возвращаются. Необходимо выработать какие-то нетрадиционные меры. Например, переводить на лицевой счет солдата, скажем, среднюю зарплату, которую он сможет получить, вернувшись на предприятие в виде подъемных.

Немаловажная проблема – необходимость заимствования зарубежного опыта. Наши лучшие студенты и специалисты должны иметь возможность продолжать образование в лучших зарубежных вузах и перенимать там все самое ценное.

Президент поставил задачу до 1 сентября разработать новые образовательные стандарты для ракетно-космической промышленности. Но работа ведется таким образом, что раньше 2014 года они не появятся. Надо посмотреть существующие стандарты третьего уровня и на их базе сделать модернизированные стандарты, чтобы с 1 сентября можно было бы все же начать обучение студентов. Ответственным за это является Минобрнауки.

Владимир Поповкин,
руководитель Роскосмоса


Рост зарплаты опережает инфляцию


Наиболее эффективно задача интеграции образования, науки и производства решается в результате совместного использования учебной базы, научного и кадрового потенциала вузов, создания в них так называемых базовых профильных кафедр. Но прежде чем поступить на эти кафедры (в магистратуры), студенты подписывают соответствующие контракты. Корпорация берет на себя обязательство оплачивать обучение в течение двух лет, а магистрант обязуется отработать в корпорации не менее пяти. В противном случае он обязан будет вернуть те средства, которые на него потрачены.

За два года обучения по совместной программе выпускники не только адаптируются к будущей специальности, но и получают достаточно четкое представление о характере и объеме тех обязанностей, которые на них будут возложены. Обучаемые закрепляются за структурными подразделениями, готовят выпускные квалификационные работы по избранной специальности, после чего назначаются на конкретные должности еще до окончания вуза. В 2012 году, например, в организации корпорации были трудоустроены более 1300 молодых специалистов, подготовленных в различных учебных заведениях страны.

В рамках комплексного решения проблем, связанных с непрерывным многоуровневым образованием, в корпорации сейчас прорабатывается вопрос создания корпоративного университета совместно с рядом профильных вузов, которые тесно сотрудничают с нами.

Что касается повышения уровня жизни работников ОПК, то начиная с 2009 года ситуация была весьма и весьма сложной. В результате принятых мер сегодня обеспечена устойчивая тенденция роста заработной платы работников по сравнению с 2009-м. В 2012 году средняя заработная плата увеличилась с 16,7 до 25,5 тысячи рублей. На 2013-й ее рост запланирован до 30 тысяч рублей – в 1,8 раза больше, чем в 2009 году. А среднегодовой рост намечен в пределах 11–12 тысяч рублей. Важно, что средняя зарплата в корпорации растет опережающими темпами по сравнению с инфляцией.

Есть и социальный пакет. У нас проводится централизованная политика по формированию благоприятных условий труда и социальной защищенности работников. В 2013-м расходы на добровольное медицинское страхование запланированы почти в 650 миллионов рублей, что в 2,2 раза больше, чем в 2009 году.

С 2011-го социальный пакет расширился корпоративной программой негосударственного пенсионного обеспечения, целью которой является повышение уровня социальной защищенности. По итогам 2012 года пенсионные отчисления корпорации в негосударственный пенсионный фонд "Первый промышленный альянс" достигли почти 900 миллионов рублей. Может, и не такая большая сумма, но это лишь начало. В 2013-м запланированы отчисления уже в размере 850 миллионов рублей. То есть почти в три раза больше, чем в 2012 году.

Из чистой прибыли корпорации производятся выплаты по больничным листам, оказывается материальная помощь работникам, компенсация стоимости путевок в оздоровительные учреждения, в том числе детские, доплаты к отпускам и праздничным событиям.

В целях привлечения молодых специалистов совместно с крупнейшими российскими банками разрабатываются корпоративные программы ипотечного кредитования, ориентированные на создание наиболее комфортных условий приобретения жилья работниками. При этом организации корпорации выступают поручителями по ипотечным программам и компенсируют процентные ставки сотрудникам. По сути им остается выплатить лишь тело кредита, который необходим для приобретения жилья.

Сергей Чемезов,
генеральный директор государственной корпорации "Ростех"

Плюс служебное жилье


Поскольку государственные меры по поддержке вопроса строительства жилья для молодых специалистов пока не принесли достаточного эффекта, мы должны дать свой импульс для привлечения талантов. Те предприятия, которые могут позволить себе инвестировать средства в жилищные программы, делают это. И мы всячески будем им помогать.

Вместе с тем существует много промышленных комплексов, которые сегодня не в состоянии вкладывать средства в жилье для своих работников. И тут у нас есть два предложения.

Первое. Мы будем наращивать наши действия через Фонд поддержки жилищного строительства, которым руководит Александр Браверман. Главная задача фонда – привлечение земель для создания кооперативов, куда в соответствии с законодательством могут входить работники ОПК. Это достаточно эффективное средство для получения работниками "оборонки" своего жилья.

Второе. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию разработало очень хорошую программу. Оно сейчас подписывает ряд соглашений с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, научными институтами, работающими на оборону. И я бы рекомендовал руководителям предприятий более активно взаимодействовать с этим агентством.

Есть предприятия, имеющие вертикально интегрированные структуры, расположенные в различных точках нашей страны. Они могут и должны иметь, помимо основного жилфонда, служебное жилье для своих работников. И такая программа разработана Агентством по ипотечному жилищному кредитованию.

Надо также рассмотреть возможность закладывать в бюджет средства на возведение жилья при строительстве новых объектов. Это должны быть инвестиции либо ОПК, либо местных (региональных) властей.

Сергей Дарькин,
заместитель министра регионального развития РФ
Источник информации
Опубликовано 16.08.2013