Б. Якимович (ИжГТУ): реальный показатель у вуза один – востребованность его выпускников и их успешность

Борис Анатольевич Якимович, ректор Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова, ответил на вопросы Портала машиностроения и рассказал о сегодняшней жизни вуза, студентах и преподавателях, сотрудничестве с предприятиями и образовательными учреждениями, а также о текущих задачах, стоящих перед вузом.

- Борис Анатольевич, одной из актуальных проблем является разрыв между требованиями предприятий к специалистам и знаниями и навыками выпускников вузов…

- Подобный разрыв существовал и в СССР, где было сильное инженерное образование. Но тогда выпускник приходил на хорошо оснащенные предприятия, материально-техническая база которых была намного современнее, чем в вузах.

В течение нескольких лет там происходила дополнительная практическая подготовка молодых специалистов, чтобы они могли решать серьезные задачи, прежде всего военно-промышленного комплекса. Благодаря этому качество специалиста возрастало, и он в течение многих лет выдерживал высокие требования к собственной профессиональной квалификации.

Но, с другой стороны, слабая материально-техническая база высших учебных заведений, особенно технических, не лучшим образом сказывалась на подготовке инженеров и на вузовской науке. Большая часть прикладных исследований и научно-исследовательских работ сосредотачивалась в отраслевых институтах, и вузам оставалось заниматься лишь фундаментальными исследованиями либо прикладными разработками по темам, предлагаемым промышленными предприятиями.

Сегодня мы наблюдаем отставание российского промышленного комплекса от развитых стран Европы, США, Японии, Китая, Кореи. Модернизация наших предприятий осуществляется медленно. И в какой-то момент получилось так, что и вузы не нарастили еще свои материально-техническую и исследовательскую базы, и на предприятиях исчезли хорошее оборудование и технологии. В результате возникла профессиональная несостыковка в области подготовки кадров.

Я думаю, что сейчас эта ситуация кардинально изменяется. Многие вузы выиграли конкурсы на получение статуса национальных исследовательских и федеральных университетов, вследствие чего у них появилась возможность закупать современное оборудование. Также в вузы приходит большое количество западных фирм, поставляющих собственные передовые технологии и оборудование для того, чтобы продвигать их на российский рынок с помощью выпускников университетов.

- На Ваш взгляд, это хорошая тенденция?

- Но и российские предприятия также могут использовать этот опыт и реализовывать подобные задачи в своей области. Когда предприятия ОПК будут поставлять свои современные разработки в вуз, вряд ли у них будут серьезные конкуренты. Пока этого не происходит, университет сам должен выстраивать базы практик, кафедр для обучения студентов и переподготовки преподавателей непосредственно на предприятиях.

- Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве Ижевского государственного технического университета им. М.Т.Калашникова с предприятиями.

- Наш университет готовит специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса, в области машиностроения и приборостроения, которые находятся на территории Удмуртской Республики и в близлежащих регионах. И руководство этих предприятий проявляет заинтересованность в качественной подготовке своих молодых кадров.

Первое, что сделало каждое предприятие – создало совместно с университетом собственные именные аудитории, оснащенные современным информационным оборудованием с возможностью выхода в Интернет, интерактивными досками и прочими передовыми технологиями. Также в аудиториях представлены образцы продукции, выпускаемой тем или иным предприятием, информация о его истории и сегодняшней жизни, о лучших выпускниках ИжГТУ, которые работают на нем. Помимо того, что преподавателям и студентам интереснее и полезнее работать в современном информационном пространстве, именные аудитории имеют и воспитательное значение: будущие специалисты видят, где и в каких условиях им предстоит трудиться. Сейчас в ИжГТУ 15 таких именных аудиторий.

Второй шаг, сделанный нами, – это создание предприятиями на своей базе и у нас в университете производственных лабораторий. Сегодня в вузе шесть таких лабораторий крупных предприятий и фирм, заинтересованных не только в высокопрофессиональных кадрах, но и в развитии конкурентоспособности своей продукции. В них проводятся совместные исследования и разработки, студенты учатся решать задачи, стоящие перед производством, на конкретном оборудовании. Процесс этот небыстрый, но шаг за шагом он развивается.

- Происходит ли взаимообмен знаниями и опытом между преподавателями, студентами и сотрудниками предприятий?

- Безусловно. У нас есть ряд совместных конструкторских бюро в области радиосвязи, производства стрелкового оружия, создания новых конденсаторов, техники для авиастроительной промышленности, где идет разработка новых изделий, к которой подключаются как сотрудники предприятий и преподаватели вуза, так и студенты. Они с самого начала втягиваются в реальный процесс профессиональной деятельности – проектирования, создания новых технологий, освоения оборудования. К сожалению, таких студентов пока небольшое количество, и этот процесс нельзя назвать массовым явлением.

- Почему?

- Прежде всего это связано с достаточно низким уровнем естественно-научного и технического образования в школах, где мало времени отводится для преподавания физики, математики, химии. Так что пробелы приходится восполнять вузовским преподавателям, которые должны идти в школы и заниматься подготовкой по этим направлениям. При институте непрерывного профессионального образования ИжГТУ существует большое количество лицейских и профильных классов, где проводятся такие занятия. В этом году вуз начал реализовывать проект "Школьный университет", одно из направлений работы которого - знакомство ижевских школьников с новейшими достижениями науки и техники. Юным слушателям читают лекции ведущие ученые ИжГТУ, руководители предприятий оборонно-промышленного комплекса Удмуртской Республики. Но все же акцент должен быть сделан именно на изучении естественных наук в рамках школьного курса.

- Как изменяется поток абитуриентов в университете?

- В последние годы ситуация действительно меняется. Молодые люди сегодня достаточно прагматичны. Когда государство и бизнес будут стимулировать получение качественного инженерного образования и гарантировать хорошую заработную плату в дальнейшем, то молодые люди, безусловно, выберут направления инженерной подготовки. И, если несколько лет назад все хотели быть юристами, экономистами и т.п., то сегодня мы видим, что все большее количество выпускников школ стали сдавать ЕГЭ по физике, которая является профильным предметом для поступления на технические направления. Как они ее сдают – это другой вопрос. Качество знаний пока, к сожалению, низкое.

Для стимулирования интереса к техническим дисциплинам необходимо уже с первого курса вовлекать студентов в исследовательскую работу, в проекты конструкторских бюро, привлекать к участию в олимпиадах и конкурсах.

В ИжГТУ много талантливых ребят, которые побеждают в российских и международных конкурсах, участвуют в научно-практических конференциях разного уровня. Ижевский государственный технический университет первый в России и в мире провел в 2011 году международную олимпиаду по теории машин и механизмов, куда приехали студенческие команды из различных стран – Чехии, Словакии, Венгрии, Египта, Сирии, Украины, Китая. Было много и российских команд.

С одной стороны, для нас знаковым стал результат олимпиады, который показал, что сильнейшими в области теории машин и механизмов являются российские студенты. Но, с другой стороны, от них не отстают и китайцы: первое место заняла команда Чувашского государственного университета, второе – команда Шанхайского университета. Также первое место в личном первенстве разделили студент из России и студент из Китая.

В этом году международная олимпиада по теории машин и механизмов будет проходить в Китае, и количество ее участников увеличено, в основном за счет стран азиатского региона – Кореи, Японии, Китая, Малайзии. Россию будет представлять команда Чувашского государственного университета – победитель первой олимпиады. Как организаторы первой олимпиады, мы провели большую работу, затратили немало средств. Но университет пошел на такие расходы, понимая, что участие и победа в подобных профильных олимпиадах повышают интерес к инженерному образованию.

Если говорить о победах талантливых студентов ИжГТУ, в 2008 году команда нашего университета стала обладателем золотой медали чемпионата мира среди студенческих команд ACM ICP, который проходил в Канаде.

Дважды в год в ИжГТУ проходят семинары-олимпиады по программированию среди российских студенческих команд. Также один из наших студентов в этом году стал победителем российского тура международной олимпиады по математике и поедет защищать честь России в Израиль, где пройдет финал.

И подобная работа по вовлечению студентов в научно-техническую сферу, участию их в различных конкурсах, олимпиадах, чемпионатах вузом проводится постоянно. Университет вкладывает в эту деятельность внебюджетные средства, потому что мы считаем ее важной, повышающей престиж нашего вуза и придающей студентам стимул для получения образования.

- Во многих вузах существует проблема, связанная с отсутствием молодых кадров в преподавательском составе. Есть ли такая проблема в ИжГТУ?

- Законы механики существуют уже несколько веков, и их никто не отменял. Если преподаватель со стажем читает лекции на высоком профессиональном уровне – это только плюс. Здесь проблема кроется в заинтересованности самого студента получать эти знания и в умении преподавателя увлечь студента.

Почему это важно сейчас? Преподаватели старого поколения привыкли к тому, что раньше студент поступал в вуз, уже в школе хорошо изучив физику и математику, с интересом к получению технического образования. Сегодня же большинство студентов недостаточно мотивированы для получения образования в области технических дисциплин, и перед преподавателем стоит непростая задача изменения методики преподавания.

В этом частично могут помочь современные технологии и методы, когда студент имеет возможность заранее дистанционно изучить курс лекций преподавателя, и у него есть доступ к повторному обучению, к проведению лабораторных работ.

В целом преподаватели нашего университета очень преданы своей профессии и не хотят оставлять свою работу. И не только из-за низкой пенсии, которая, к сожалению, сегодня не больше 15 тысяч рублей. Человек практически всю жизнь отдал своему вузу, и покинуть его, прекратив общаться и взаимодействовать с коллегами и студентами, достаточно сложная психологическая проблема. Но ее можно решить, привлекая преподавателей с большим стажем к консультированию, к учебно-воспитательной работе.

Сегодня профессорско-преподавательский состав ИжГТУ все-таки молодеет. Если еще несколько лет назад у нас были единицы преподавателей в возрасте до 35 лет, то сейчас они составляют почти 25 процентов всего профессорско-преподавательского состава.

- Как этого удалось добиться?

- Молодежь учится в аспирантуре, защищает кандидатские и докторские диссертации и продолжает работать над своей научной темой, оставаясь в университете. Однако проблема карьерного роста, проблема создания социального лифта для молодых ученых все же существует.

Молодой преподаватель должен видеть, какую должность он будет занимать на своей кафедре. Так, он должен четко знать, что через два года при выполнении определенных требований сможет стать старшим преподавателем. После защиты кандидатской диссертации он получит звание доцента, продолжая совершенствоваться в методической работе и инновационных методах преподавания.

Но одних больше привлекает карьерная лестница преподавателя, другим по душе карьера ученого. Они могут реализовать себя в наших научно-образовательных центрах, малых инновационных предприятиях. Также есть карьера менеджера, руководителя. Вот здесь существует возрастная проблема. Руководитель в высшей школе должен иметь большой опыт работы, и, постепенно двигаясь по карьерной лестнице, он лишь к шестидесяти годам достигает максимум опыта и умения.

Учитывая все тонкости этих процессов, мы должны грамотно формировать кадровый резерв, в том числе не боясь отправлять наших преподавателей на обучение и стажировки за рубеж. Они приобретают там неоценимый опыт. Наша же задача – уметь их возвращать назад.

- Ваши коллеги отмечают, что в российском образовании в принципе мало консультаций один на один с преподавателем.

- В этом есть и плюсы, и минусы. В наших вузах высок уровень фундаментальной подготовки в области физики и математики, и мы пока не готовим узкоспециализированных специалистов. При двухуровневой системе подготовки это, скорее, плюс.

Например, студенты ИжГТУ могут параллельно обучаться в нескольких вузах Словакии, Чехии, где очень высокие требования к знаниям и работоспособности. При этом недостатком наших студентов может быть недостаточное владение знаниями в области узкоспециализированных направлений, допустим, "нанотехнологии в строительстве". Но хорошая фундаментальная подготовка позволяет им углубиться в узкую профессиональную область достаточно быстро, в отличие от европейских студентов, которые не могут так быстро перестроиться с одного направления на другое.

Причиной недостаточных консультаций "один на один" является и очень низкая зарплата преподавателей российских вузов. Преподаватели (особенно по математике и физике) часто вынуждены подрабатывать на разных факультетах, в других вузах, и времени на индивидуальную работу со студентами у них нет.

Решить эту проблему можно, сокращая аудиторную нагрузку на одного преподавателя, а также повышая требования к его методической обеспеченности, и, конечно, увеличив его заработную плату. Но далеко не все преподаватели смогут выдержать это, казалось бы, "послабление" – для этого нужно быть конкурентоспособным в современных условиях.

- Как вуз взаимодействует со средними образовательными учреждениями?

- В ИжГТУ существует институт непрерывного профессионального образования, где мы даем профессиональное образование на базе девятых классов и для выпускников школ. Большой плюс нашей системы в том, что большинство учащихся мотивировано получать впоследствии высшее образование.

Если подросток хорошо учится в наших профильных классах и у него есть желание продолжить свое обучение, то он сможет сделать это уже в вузе. Либо он может сразу пойти работать. Плюсом является и то, что уровень культуры и воспитания при такой непрерывной системе образования гораздо выше, чем в профтехучилище или техникуме. Что немаловажно, особенно после того, как подобные учреждения передали на финансирование регионам без соответствующего финансирования и учебно-методического материала, обеспечивающих качество подготовки.

Появились новые возможности, в том числе и связанные с культурной средой. Ребята, попадающие в институт непрерывного профессионального образования, участвуют наравне со студентами во всех мероприятиях, живут полноценной студенческой жизнью, что очень важно.

Также у нас выстроена система взаимодействия с техникумами, где работают наши преподаватели и откуда мы ведем набор абитуриентов. Эти ребята получают высшее образование по ускоренным формам, параллельно трудясь на предприятии.

Мы поставили задачу и в области развития рабочих профессий – обеспечить кадрами высокотехнологичные предприятия, где необходимы специалисты по работе со станками.

- Насколько высок конкурс при поступлении в университет?

- Сегодня в ИжГТУ существует конкурс не только при поступлении на экономические и юридические специальности, как было еще несколько лет назад.

Сегодня в числе самых высоких – конкурсы на направления инженерно-строительного факультета и факультета информатики и вычислительной техники. Начинают расти проходные баллы на такие направления подготовки, как радиотехника и телекоммуникация. К сожалению, конкурс на специальности в области машиностроения, металлургии, вооружения и военной техники не очень высок – полтора-два человека на место.

- Сколько выпускников ИжГТУ им. М.Т.Калашникова работает по специальности?

- Все зависит от того, где ребята учатся. В ИжГТУ три филиала в городах Удмуртии – в Воткинске, Глазове, Сарапуле. Там более 60 процентов выпускников филиалов работают по специальности – например, желающих после окончания вуза устроиться на Воткинский машиностроительный завод гораздо больше, чем вакантных мест на этом предприятии. Завод тесно работает с филиалом, формируя свои требования, отслеживая, как учатся ребята, которых он направляет в университет.

В Ижевске, где расположен головной вуз, ситуация несколько иная. Его выпускники могут уйти в бизнес, создать малое предприятие. Поэтому по специальности на госпредприятиях работают около 50-ти процентов выпускников. Но и оставшиеся 50 процентов так или иначе тоже работают по специальности: часть выпускников создает свои фирмы и занята в этой сфере, производя и обслуживая какое-либо оборудование. Также те выпускники, кто уезжают в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные российские города, часто находят работу по специальности.

- Использует ли вуз технологии электронного обучения?

- Здесь перед техническими направлениями подготовки стоит двойная проблема. Сегодня можно иметь виртуальные лаборатории, где моделируется электронное устройство, военная техника… И это неплохо, поскольку не требует площадей и затрат на материалы. Но, с другой стороны, инженеру надо почувствовать запах металла, потрогать все своими руками. Так что очень важно найти хорошее сочетание тренажеров, виртуальных лабораторий и программных средств с реальными физическими объектами. Поэтому подобные виртуальные лаборатории мы стараемся дополнять практической работой с оборудованием на предприятиях, которые охотно идут нам навстречу.

К электронному обучению страна обращается уже не в первый раз, и хорошо, что процесс шаг за шагом сдвигается. В прошлом году мы провели семинар для аспирантов нашего вуза и пяти его филиалов по обучению аспирантов и магистрантов в области методов математического моделирования и подготовки диссертационного исследования. В процессе организации семинара возникло много технических проблем, но мы их решили. После его окончания мы учли все ошибки: необходимость наличия обратной связи, сдачи зачетов и экзаменов, проведения дискуссий онлайн.

Исправление ошибок и усовершенствование методики – следующий шаг в этом направлении, более сложный в организационном плане и требующий больших затрат.

В этом году мы продолжаем развивать это направление, присматриваясь к его особенностям и делая выводы. Сейчас в университете идет создание системы электронного обучения посредством изменения структуры информационного пространства вуза.

- Вы используете свои наработки или берете готовые решения?

- Мы сочетаем свои наработки и готовые решения российских компаний. При обучении иностранным языкам мы использовали западные технологии. И пилотный проект, реализованный совместно с учеными Германии и Литвы, показал, что это требует от слушателей постоянной напряженной работы. То есть проблема не столько в технологиях, сколько в человеке.

- Борис Анатольевич, Вы являетесь ректором университета с 2007-го года. Какие задачи стояли перед Вами пять лет назад? Как Вы оцениваете ситуацию сейчас?

- Пять лет назад было много иллюзий и желание что-то изменить быстро. Первой задачей стал ремонт – необходимо было привести университет в порядок, поскольку корпуса и аудитории не соответствовали качественной организации учебного процесса. Требовалось наладить элементарную культуру поведения студентов и преподавателей. Нашей команде все это в той или иной степени удалось. Конечно, существовала поддержка со стороны и региональных властей, и руководства Министерства образования и науки РФ.

И, конечно, тогда же руководство нашего вуза очень пристальное внимание обратило на взаимодействие с промышленным комплексом. Хотя в начале пути и существовали определенные противоречия, сегодня мы очень тесно взаимодействуем с работодателями.

- Какого характера были эти противоречия?

- ИжГТУ в свое время среди первых в регионе и России перешел на Болонскую систему образования, двухуровневую систему подготовки кадров. И уже прежним руководством университета была высказана вполне разумная идея: если предприятиям нужны хорошие специалисты после окончания магистратуры и специалитета, то они должны помогать нам готовить свои будущие кадры. Сейчас предприятия понимают, что нужно выстраивать определенную систему совместной подготовки, и действуют в этом направлении осознанно.

Говоря о других задачах, стоящих перед нами, необходимо было поставить и решать задачу по участию вуза в различных конкурсах в области науки и образования. В начале этого года Ижевский государственный университет вошел в число 55 российских вузов – победителей конкурса поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, который проводило министерство образования и науки Российской Федерации. Благодаря этой победе университет будет получать финансирование из федерального бюджета в течение трех лет в размере до 100 миллионов в год.

Еще один конкурс Минобразования и науки РФ мы выиграли в феврале этого года – конкурс программ развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего профессионального образования, который принес нашему вузу финансовую поддержку в 30 миллионов рублей на два года. Все это говорит о том, что ИжГТУ им. М. Т. Калашникова достиг определенных результатов и сделал очередной шаг в своем развитии.

- Как Вы управляете таким большим учебным заведением, как ИжГТУ?

- Есть много принципов управления. Возможно, самый эффективный из них – это принцип жесткого администрирования, когда все твои приказы исполняются быстро и качественно. Он эффективен в спокойной обстановке, когда достаточно ресурсов и они сосредоточены в руках одного человека. А есть другой принцип – принцип коллективного управления, когда свои задачи четко понимают все – ректорат, деканы, профессора, студенты. И каждый пытается сам себя реализовать. Конечно, здесь все не так просто, и у любого человека есть свои задачи и цели, о которых он вам не будет рассказывать. Но при этом нам все же удалось найти оптимум, чтобы решать те задачи, которые перед нами ставит государство.

Возможно, мы не всегда все успеваем, но в качестве положительного примера можно привести ту же программу реализации студенческих инициатив. Для этого все мы так много сделали – и сами студенты, и проректоры, и деканы, что наши студенты уже не мыслят свой процесс обучения без внеучебной воспитательной работы, студенческих отрядов, фестивалей, форумов, конкурсов и других мероприятий.

Надо повышать дисциплину и ответственность каждого члена коллектива, что возможно через реализацию этического и профессионального кодекса учащегося и работника высшей школы. При жестком административном стиле взаимоотношения определяются правилами распорядка вуза, должностными инструкциями. Но если тебе дали свободу, ты должен правильно этой свободой воспользоваться. Подобный кодекс позволяет понимать, как стоит выстраивать взаимоотношения. Наверно, такие этические кодексы должны быть в каждом вузе.

- У вас он есть?

- Он будет. Над ним работает комиссия Ученого совета. Но я думаю, что сначала должен появиться этический профессиональный кодекс в целом для системы высшего образования. И на основе подобного концептуального кодекса надо выстраивать систему отношений в высшей школе.

- Какую задачу Вы, как ректор, считаете главной сегодня?

- Научиться эффективно развиваться в этом неустойчивом мире, при этом решая задачи отечественного технического образования. Должно быть единство образования, науки и воспитания. В указе президента РФ Владимира Путина о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки, подписанного в мае 2012 года, особое место уделяется естественно-научному и инженерному образованию, повышению его поддержки, качества и конкурентоспособности. Это действительно очень важно сегодня – быть конкурентоспособными в пространстве высшего технического профессионального образования. В то время как с конкурентоспособностью возникает очень много проблем – это и выстраивание рейтингов, и формирование показателей эффективности высших учебных заведений.

На самом деле реальный показатель у вуза один – востребованность его выпускников и их успешность. Сегодня важным является и умение вуза зарабатывать деньги на научных исследованиях, при этом необходимо быть лидером в той или иной отрасли. Но, в любом случае, в университете должна оставаться атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, уважения друг к другу.

- Что стало для Вас главным успехом на ректорском посту?

- Главный успех – это то, что вуз сегодня узнаваем не только в российском, но и в международном образовательном пространстве. И мы узнаваемы не только потому, что рассказываем о себе, а благодаря достигнутым результатам. Считаю это успехом всей нашей команды.

Студенты ИжГТУ востребованы на российском и даже международном рынках труда, многих выпускников приглашают работать в фирмах в Германии и Словакии, в учебных заведениях в Чехии и Венгрии. Наши преподаватели постоянно читают лекции в университетах Египта, Сирии. Наших аспирантов сейчас принимают на бесплатное обучение в Харбинский технический университет в Китае.

Сегодня Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова продолжает реализовать очень важные и нужные проекты как в интересах предприятий Удмуртской республики, так и многих других предприятий по всей России.

И еще: нам удалось в целом поменять облик и имидж университета как градообразующего образовательного учреждения Удмуртии. Это тоже очень важно, для вуза, потому что многие жители Ижевска и других городов Удмуртии закончили Ижевский механический институт (так до 1993 года назывался ИжГТУ), и они хотят видеть университет развивающимся.

- Спасибо Вам за беседу и подробные ответы на вопросы!

Беседовала Елена Абашева (Портал машиностроения)
Источник информации
Опубликовано 05.09.2012